Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №86 Приморского района г. Санкт-Петербург «Принята» Педагогическим советом ГБДОУ детский сад №86 Протокол № 1 от 30.08.2022 «Утверждена» Заведующий ГБДОУ №86 ____________Н.Л. Ляцевич Приказ №_78/1_от 21.09.2022 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у Азбуки» Срок реализации – 1 год Возраст учащихся 5-6 лет Санкт-Петербург 2022 1 ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ – овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка, чтение слов от простого к сложному, составление простых предложений. Ожидаемый результат в возрасте 5-6 лет -Различают гласные и согласные -Определяют глухие и звонкие , твердые и мягкие согласные -Умеют составлять из букв разрезной азбуки слоги и слова -Делят слова на слоги и определяют ударный слог -Составляют простые предложения и интонационно правильно проговаривают их в соответствии со знаками -Читают уверенно слоги, простые слова , короткие предложения, чистоговорки -Узнают букву, печатают её, слоги, слова. Особенность шестого года жизни детей характеризуется грамотностью составления предложений и выговаривания слов, различение звуков и соотнесение их с графическим обозначением (буквы). Тема Количест во занятий Календарно - тематическое планирование Содержание 1. Раздел «Вводное занятие» - 1. «Встреча с буквами» 1 Теория 1 – вспомнить изученные буквы, звучание слова. Дидактические игры «Поймай первый звук и покажи слово», «Крутим кубик и читаем», «Читай и хлопни», «Собери буквы и назови их» 2. Раздел «Гласные буквы» - 6 «Гласные буквы А, О, У, Э, Ы» 2 Теория 1- дать понятие гласные буквы Практика 1- чтение слогов и коротких слов. Дидактические игры «Послушай и собери песенки», «Я назову, ты – покажи», «Прочитай слог и доскажи словечко», «Найди картинку к слову», «Составь слова и прочитай» «Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И» 2 Теория 1 – составление и чтение слогов. 2 Закрепление пройденного материала 2 Практика 1- письмо букв. Дидактические игры «Катаемся на слоговом лифте», «Кто больше назовёт слов», «Соберем поезд слов», «Обведи и напечатай», «Узнай и назови». Теория 1- развитие фонематического слуха. Практика 1- чтение слов и составление коротких предложений. Дидактические игры «Какие песенки услышал», «Закрой окошко и определи, где спрятался гласный», «Прочитай и доскажи», « Вставь и прочитай». 3. Раздел «Согласные буквы» - 12 Закрепление пройденных согласных (М, Н, Б – П, В – Ф) 2 Теория 1 - повторение пройденных букв, дать понятие «согласные». Практика 1 – чтение простых слов. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай букву на ощупь и придумай слово», «Добавь букву», «Прочитай кубики», «Собери друзей в домик с буквой». Закрепление пройденных согласных (З-С, Д-Т, Г-К) 2 Теория 1- повторение пройденных букв. Практика 1 – развитие фонематического слуха. Дидактические игры «Хлопни, если услышишь», «Помоги ёжику», «Где спрятался звук?», «Добавь букву», «Помоги жуку найти букву». Закрепление пройденных согласных (Ж-Ш, Ц) 2 Теория 1- повторение пройденных букв Практика 1 – чтение простых слов Дидактические игры – «Чудесный мешочек», «Похлопай и скажи», «Кто поет?», «Угадай букву, какую хотел написать ёжик?». Закрепление пройденных согласных (Ч, Щ, Й) 2 Теория 1- учить составлять и читать слова. Практика 1 – обогащение словарного запаса. Дидактические игры «Необычные соседи», «Кто лучше прочитает», «Собери и прочитай», «Узнай слово и напиши». Закрепление пройденных согласных (Х) 2 Теория 1 – повторение пройденных букв. Практика 1 - чтение простых слов. Дидактические игры «Помоги хомяку найти букву», «Найди место звука», «Собери слово и прочитай», «Поймай звук». Закрепление пройденных 2 Теория 1- повторение пройденных букв 3 согласных (Р,Л) Практика 1 – задания на развитие фонематического слуха, подготовка руки к письму (печатание). Дидактические игры «Пройди по дорожке», «Найди место звука», «Прочитай слова, которые принес Робот», «Поймай звук», «Посади пассажиров в автобусы». 4. Раздел «Слоги» - 6 Слоги ЖИ-ШИ 2 Слоги ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 2 Слоги ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ Слоговая схема 2 Теория 1 – объяснить написание слогов ЖИШИ. Практика 1 – деление слов на слоги. Дидактические игры «Где спрятался звук?», «Прочитай и раздели на слоги», «Соедини слово со схемой», «Допиши слог ЖИ или ШИ». Теория 1 – объяснить особенности написания слогов ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Практика 1 – учить соотносить схему со словом. Дидактические игры «Читаю и запоминаю», «Найди слово к картинке», «Поймай звук», «Заполняем вагончики». Теория 1- знакомство со слоговой схемой. Практика 1- развитие слухового восприятия. Дидактические игры «Хлопай и считай», «Найди к схеме карточку», «Рассади слова по вагончикам», «Соедини правильно». 5. Раздел «Твердый и мягкий знаки» - 4 Буква «Ь» 2 Теория 1 – познакомить с буквой «Ь». Практика 1 – учить читать простые слова с «Ь». Дидактические игры «На что похожа буква?», «Соедини точки», «Что показалось в окошке?». Буква «Ъ» 2 Теория 1 – познакомить с буквой «Ъ». Практика 1 – подготовка руки к письму. Дидактические игры «На что похожа буква?», «Волшебная буква», «Нарисуй красивую дорожку», «Соедини точки». 6. Раздел «Схема слова» - 2 4 Схема слова 2 Теория 1 – учить подбирать слова к схеме. Практика 1 - развивать фонематический слух. Дидактические игры «Найди схему», «Хлопни, если услышишь», «Мыльные пузыри», «Кто позвал?». 2 Теория 1 – знакомство с алфавитом. Практика 1 – составление простых слов. Дидактические игры «Споем песню дружбы», «Найди букву и составь слово», «Прочитай в окошке», «Чудесный мешочек». 7. Раздел «Алфавит» - 2 Алфавит 8. Раздел «Глухие-звонкие» - 2 Глухие - звонкие 2 Теория 1 – учить определять «глухие» и «звонкие» согласные. Практика 1 – развитие фонематического слуха. Дидактические игры «Поиграй с кубиком и определи какой он», «Рассадим пассажиров по вагонам», «Буква потерялась», «Вылепи из пластилина». 9. Раздел «Мягкие-твердые» - 2 Мягкие – твердые 2 Теория 1 – учить определять «мягкие» и «твердые» согласные. Практика 1 – работа со схемой слова. Дидактические игры «Лед или травка», «Подбери слово к схеме», «Сложи слово и отметь кружками», «Найди слово». 10. Раздел «Предложение» - 2 Предложение 2 Теория 1 – знакомство с понятием «предложение». Практика 1 – совершенствовать навык чтения. Дидактические игры «Назови и похлопал», «Найди пару», «Собери сообщение для Зимы», «Прочитай и повтори». 11. Раздел «Схемы предложения» - 4 5 Схема предложения 2 Теория 1 – учить записывать предложения условными обозначениями. Практика 1 – знакомство с заглавной буквой. Дидактические игры «Читай и сложи», «Найди лыжню к схеме», «Собери снежки с зимними словами», «Сколько слов, столько и мест», «Почему стоит флажок?», «Зимнее сообщение». Составление схемы предложения 2 Теория 1 – учить составлять к предложению схемы. Практика 1 – чтение сложных слогов (тра, стра). Дидактические игры «Доскажи словечко», «Собери поезд», «Прочитай и поиграй», «Допечатай слово». 12. Раздел «Знаки препинания» – 4 Знаки препинания 2 Теория 1 – знакомство со знаками в конце предложения. Практика 1 – чтение коротких предложений с интонацией. Дидактические игры «Мое настроение», «Слушай внимательно», «Найди пару», «Посчитай слова», «Придумай и напиши». Знаки препинания 2 Теория 1 – закрепить знания о знаках препинания. Знаки препинания Практика 1 – составление короткого рассказа по картинке. Дидактические игры «Поймай знак», «Собери историю», «Чем похожи слова?», «Раздели слова на улыбочки и точки», « Самое интересное предложение». 13. Раздел «Предлоги» -2 Предлоги 2 Теория 1 – знакомство с «маленькими словами». Практика 1 – совершенствовать навык чтения коротких предложений. Дидактические игры «Где живут маленькие слова?», «Посели в домик и прочитай», «Сколько вагончиков потребуется?» «Допиши и поставь красные точки». 6 14. Раздел «Ударение» - 2 Ударение 2 Теория 1 – учить определять ударный слог. Практика 1- развивать фонематическое восприятие. Дидактические игры «Позови слово», «Соедини слово и схему», «Собери слова в 2 кузовка», «Узнай кто сильнее поет». 15. Раздел «Чтение слогов» - 2 Чтение слогов 2 Теория 1 – совершенствовать навык чтения слогов. Практика 1- деление слов на слоги, постановка ударения. Дидактические игры «Надувные шары», «Подбери слово к схеме», «Отгадай и собери», «Напечатай, раздели, позвони». 16. Раздел «Чтение предложений» - 2 Чтение предложений 2 Теория 1 – совершенствовать навык чтения коротких предложений. Практика 1 – закрепить умение: соотносить предложение и схему. Дидактические игры «Собери по порядку и запиши», «Подбери предложение к схеме», «Назови мягкие и твердые согласные», «Читай внимательно». 17. Контрольные и итоговые занятия – 4 В царстве звуков 1 Звуки и буквы 1 Слоги и слова 1 Практика 1 – повторить условные обозначения, развивать фонематический слух. Дидактические игры «Назови гласные звуки», «Хлопни и посчитай», «Собери слова по первому звуку», «Какое окошко зажглось синее или зелёное». Практика 1 – повторить смыслоразличительную функцию звука и буквы. Развивать логическое мышление, внимание. Дидактические игры «Кто тут живёт?», «Что я трогаю, что я произношу», «Отгадай, какой звук первый и покажи букву», «Буквы рассыпались, собери и напиши», «Прочитай и назови по порядку». Практика 1- повторить многообразие слов, 7 Предложение 1 совершенствовать навык слогового чтения. Дидактические игры «Назови одним словом и запиши», «Собери кубики и прочитай», « Читаем и рассуждаем», «О чем рассказала тетушка Сова», « Поиграй со словами». Практика 1 – упражнять в составлении предложения, повторить условные обозначения предложения. Дидактические игры «Слушай внимательно», «Исправь ошибки», «Назови по порядку и составь схему», «Почему поезд не отправляется», «Кто что умеет» Октябрь 1-я неделя Тема: Встреча с буквами Цели: 1. Вспомнить изученные буквы 2. Звучание слова (длинные - короткие) Методическое обеспечение: -Магнитная доска с буквами -Карточки со словами (дом-машина-пила) -Предметные картинки -Слоговые кубики -Набор элементов букв Игры: -Поймай первый звук и покажи букву -Крутим кубик и читаем -Читай и хлопай -Собери буквы и назови их 2-я неделя Тема: Гласные буквы А, О, У, Э, Ы Цели: 1. Дать понятие гласные 2. Чтение слогов и коротких слов Методическое обеспечение: -Буквы А О У Э Ы на ковролине -Аудиозапись « В лесу», «Малыш» -Слоговые карточки с данными буквами (ка, лу, но, ты…) -Предметные картинки (луна, ноты…) Игры: -Я- назову ,ты- покажи -Послушай и собери песенки -Прочитай слог и доскажи словечко -Найди к слову картинку -Составь слова и прочитай 8 3-я неделя Тема: Гласные буквы Е Ё Ю Я И Цели: 1.Составление и чтение слогов 2. Письмо букв Методическое обеспечение: -Буквы Е Ё Ю Я И на ковролине -Лента букв -Сюжетная картинка «Сбор урожая» -Печатные листы с гласными буквами -«Чудесный мешочек» с деревянными буквами Игры: -Катаемся на слоговом лифте -Кто больше назовёт слов -Соберём поезд слов -Обведи и напечатай -Узнай и назови 4-я неделя Тема: Закрепление пройденного Цели: 1. Развитие фонематического слуха 2. Чтение слов и составление коротких предложений Методическое обеспечение: -Домик с гласными -Предметные картинки (автобус, книга…) -Схемы слов и красные сигнальные кружки -Карточки «Слово + картинка (машина+…) -Печатные листы(л…с,д…б,…) Игры: -Какие песенки услышал -Закрой окошко и определи, где спрятался гласный -Прочитай и доскажи -Вставь и прочитай Ноябрь 1-я неделя Тема: Закрепление пройденных согласных ( М, Н, Б-П, В-Ф). Цель: 1. Повторение пройденных букв. 2. Дать понятие «согласная» 3. Чтение простых слов. Методическое обеспечение: - Игрушка (Буратино). - Кубики со слогами. 9 - Буквы на магнитах. - «Чудесный мешочек». - «Угадай на ощупь букву и придумай слово». - «Добавь букву». - «Прочитай на кубиках». - Собери друзей в домик с буквой. 2 –я неделя Тема: Закрепление пройденных согласных (З-С, Д-Т, Г-К). Цель: 1. Повторение пройденных букв. 2. Развитие фонематического звука. Методическое обеспечение: - Игрушка (Сова). - Кубики со слогами. - Буквы на магнитах. - «Чудесный мешочек». - «Угадай на ощупь букву и придумай слово». - «Добавь букву». - «Прочитай на кубиках». - «Помоги жуку найти букву». - «Где спрятался звук». 3-я неделя Тема: Закрепление пройденных согласных (Ж-Ш, Ц). Цель: 1. Повторение пройденных букв. 2. Чтение простых слов. Методическое обеспечение: -Домик-регулировщик -Буквы на ковролине Ж Ш Ц, печатные -Слоговые кубики (лы-жи, шап-ка) -Карточки-листы с синими кружками (…арф, но…) Игры: -Заселяем домик -Собери и причитай слоги -Замени кружок на букву -Как зазвучит слово? 4-я неделя Тема: Слоги жи-ши Цели: 1. Объяснить особенности написания слогов жи-ши 2. Деление слов на слоги 10 Методическое обеспечение: -Игрушки, карточки со словами (жираф, машина…) -Печатные листы (…на, но…) -Слоговые карточки жи, ши -Слоговые схемы Игры: -Где спрятался звук? -Прочитай и раздели на слоги -Соедини слово со схемой -Допиши слог жи или ши Декабрь 1-я неделя Тема: Буквы Ч, Щ, Й Цели: 1. Составление и чтение слов 2. Обогащение словарного запаса Методическое обеспечение: -Домик-регулировщик -Слоговые домики -Разрезные буквы для слов (чай-чаша) -Буквы Ч Щ Й на ковралине -Печатные листы с зелёным кружком (.удо, .ека) Игры: -Необычные соседи -Кто лучше прочитает -Собери и прочитай -Узнай слово и напиши 2-я неделя Тема: Слоги чу-щу, ча-ща Цели: 1. Объяснить особенности написания слогов ча-ща, чу-щу 2. Учить соотносить схему со словом Методическое обеспечение: -Слоговые карточки ча-ща, чу-щу -Карточки со словами ( щука, лещ…) -Предметные картинки - Печатные листы(слоговые вагончики +слова) Игры: -Читаю и запоминаю -Найди слово к картинке -Поймай звук -Заполняем вагончики 11 3-я неделя Тема: Закрепление пройденных согласных (Х). Цель: 1. Повторение пройденных букв. 2. Чтение простых слов. Методическое обеспечение: - Игрушка (Хомяк). - Кубики с буквами и слогами. - Буквы на магнитах. - «Помоги хомяку найти букву». - «Найди место звука». - «Собери слово и прочитай». - «Поймай звук». 4-я неделя Тема: Закрепление пройденных согласных (Л, Р). Цель: 1. Повторение пройденных букв. 2. Развитие фонематического слуха. 3. Подготовка руки к письму (печатание). Методическое обеспечение: - Игрушка (Робот). - Кубики с буквами и слогами. - Буквы на магнитах. - «Пройди по дорожке» - «Найди место звука». - «Прочитай слова, которые принес Робот» - «Поймай звук». - «Посади пассажиров в автобусы» Январь 3-я неделя Тема: Слоги (схема) Цели: 1. Знакомство со слоговой схемой 2. Развитие слухового восприятия Методическое обеспечение: -Слоговые схемы -Карточки со словами (из занятий №1) -Предметные картинки на любую букву -Печатные листы( слова + схемы) 12 Игры: -Хлопай и считай -Найди к схеме карточку -Рассади слова по вагончикам с номерами -Соедини правильно 4-я неделя Тема: Буква «Ь». Цель: 1. Познакомить с буквой «Ь». 2. Учить читать простые слова с «Ь». Методическое обеспечение: - Игрушка (ёжик). - Изображение «Ь» в виде человечка. - Карточки со словами (соль, моль, роль, толь, ноль, хорь). - Передвижная лента с буквами и слогами. - Фломастеры. - «На что похожа буква?» - «Смягчи согласную». - «Что показалось в окошке?» - «Соедини точки». Февраль 1-я неделя Тема: Закрепление «Ь». Цель: 1. Закрепить букву «Ь». 2. Чтение слогов и слов. Методическое обеспечение: - Игрушка (ёжик). - Таблицы с буквами и слогами. - Кубики с буквами. - Деревянные буквы. - Карточки со словами (соль, ноль, роль, толь, моль, хорь). - Фломастеры. - «Прочитай с буквой «Ь». - «Добавь букву». - «Прочитай словечко». - «Обведи и раскрась». 2-я неделя Тема: Буква «Ъ». Цель: 1. Знакомство с «Ъ». 2. Подготовка руки к письму. Методическое обеспечение: - Игрушки (два ёжика). 13 - Буква «Ъ» в виде человечка. - Буквы из разного материала. - Кубики с буквами. - Буква «Ъ» из точек. - «На что похожа буква?» - «Волшебная буква». - «Соедини точки». - «Нарисуй красивую дорожку». 3-я неделя Тема: Закрепление «Ь» и «Ъ». Цель: 1. Учить сравнивать «Ь» и «Ъ». 2. Продолжать учить делить слова на слоги. Методическое обеспечение: - Игрушки (ёжики). - Таблицы с буквами. - Буквы для демонстрации на ковролине. - Кубики с буквами. - Счётные палочки. - Предметные картинки (ваза, домик, кукла, шайба, сок, машинка, цветок, конь, лань, петушок). - Плоскостное изображение домиков. - «Твёрдый или мягкий». - «Хлопни и послушай слог». - «Разложи в домики». - «Найди букву и придумай слово». 4-я неделя Тема: Схема слова. Цель: 1. Учить подбирать слова к схеме. 2. Развивать фонематический слух. Методическое обеспечение: - Игрушки (ёжики). - Карточки со схемами слов (гласные, согласные). - Предметные картинки (карта, утка, корзина, дом, сом, полка). - Подбор слов с согласными «З» и «С» в разных позициях. - «Найди схему». - «Хлопни, если услышишь». - «Мыльные пузыри». - «Кто позвал?». Март 1-я неделя Тема: Алфавит. Цель: 14 1. Знакомство с алфавитом. 2. Составление простых слов. Методическое обеспечение: - Игрушка (Буратино). - Таблица с алфавитом. - Набор букв на каждого ребёнка. - Деревянные буквы. - Передвижные ленты со слогами. - «Споём песню дружбы». - «Найди букву и составь слово». - «Прочитай в окошечке». - «Чудесный мешочек». 2-я неделя Тема: Глухие - звонкие. Цель: 1. Учить определять «глухие» и «звонкие» согласные. 2. Развитие фонематического слуха. Методическое обеспечение: Игрушка (хомяк). Плоскостное изображение вагончиков. Кубики Зайцева. Предметные картинки (хомяк, котёнок, хорёк, кит, конь, хворост, крыса, художник). - Карточки со словами без первой буквы (ш)ар, (д)ом, (к)ит, (л)ом, (к)ом, (с)ом, (т)ок. - Пластилин. - «Поиграй с кубиком и определи какой он». - «Рассадим пассажиров по вагонам». - «Буква потерялась». - «Вылепи из пластилина». - 3-я неделя Тема: Мягкие - твёрдые. Цель: 1. Учить определять мягкие и твёрдые согласные. 2. Работа со схемой слов. Методическое обеспечение: - Игрушка (Буратино). - Карточки с цветными квадратами. - Буквы для демонстрации на ковролине. - Цветные кружки. - Набор букв на каждого ребёнка. - «Лёд или травка». - «Подбери слово к схеме». - «Сложи слово и отметь кружками». - «Найди слово». 15 4-я неделя Тема: Предложение Цели: 1.Знакомство с понятием «предложение» 2.Совершенствовать навык чтения Методическое обеспечение: -Предметные картинки (снеговик, санки, коньки) -Карточки с цифрами -Сюжетная картинка «Зима» -Карточки со словами (снег,кусает,мороз,идет) -Печатные листы (Зима идет.) Игры: -Назови и прохлопай -Найди пару -Собери сообщение для Зимы -Прочитай и повтори Март 1-я неделя Тема: Предложение Цели:1. Анализ предложения 2. Развитие логического мышления, внимания Методическое обеспечение: -Карточки со словами(снег,снежок,снеговик) -Слоговые схемы -Карточки с цифрами -Карточка с предложением (Тихо падает … .) -Печатные листы (Тихо падает снег.) Игры: -Чем похожи слова? -Назови слова по порядку -Назови цифру и покажи схему -Почему поезд не едет? - Пишем правильно 2-я неделя Тема: Схема предложения Цели: 1. Учить записывать предложения условными обозначениями 2. Знакомство с заглавной буквой Методическое обеспечение: -Карточки со схемой предложения -Карточка с предложением (Зима. Снег идёт. Дети лепят снеговика.) -Сюжетная картинка о зиме -Печатные листы со схемой(предложение) Игры: 16 -Читай и считай -Найди лыжню к схеме -Собери снежки с зимними словами -Сколько слов, столько и мест -Почему стоит флажок? -Зимнее сообщение 3-я неделя Тема: Составление схемы предложения Цели: 1. Учить составлять к предложению схемы 2. Чтение сложных слогов (тра, стра) Методическое обеспечение: -Слоговые карточки (ра-, тра-, стра-) -Предложение на доске (Весна. Тает снег. …) -Карточки с деталями предложения -Карточка со словом (трава) и сигнальные карточки -Печатные листы (дро-, пры-) Игры: -Доскажи словечко -Собери поезд -Прочитай и поиграй -Допечатай слово 4-я неделя Тема: Знаки препинания Цели 1. Знакомство со знаками в конце предложения 2. Чтение коротких предложений с интонацией Методическое обеспечение: -Аудиозапись«Телефон» К.Чуковский -Карточки со знаками препинания -Карточки со схемами предложений -Тексты предложений (Скоро весна!) -Печатные листы со схемой (l_ _!) Игры: -Моё настроение -Слушай внимательно -Найди пару -Посчитай слова -Придумай и напиши Апрель 1-я неделя Тема: Знаки препинания Цели: 1. Закрепить знания о знаках препинания 2. Составление короткого рассказа по картинке Методическое обеспечение: 17 -Тексты предложений со знаками препинания -Серия картинок (Дети и снеговик) -Слова на доске (Вода-водные-водичка) -Печатные листы со схемой (l_ __ __!) Игры: -Поймай знак -Собери историю -Чем похожи слова -Раздели слова на улыбочки и точки -Самое интересное предложение 2-я неделя Тема: Предлоги Цели: 1.Знакомство с «Маленькими словами» 2. Совершенствовать навык чтения коротких предложений Методическое обеспечение: -Карточки с предлогами -Карточки с предложением (Дети играют…дворе) -Предметная картинка «Дом с предлогами» -Печатные листы (l_ пришла!) Игры: -Где живут маленькие слова? -Посели в домик и прочитай -Сколько вагончиков потребуется? -Допиши и поставь красные точки 3-я неделя Тема: Предлоги Цели: 1. Продолжать знакомить с предлогами 2. Чтение Методическое обеспечение: -Сюжетная картинка «Комната» -Карточки с предлогами -Картотека с чистоговорками -Печатные листы (Л…мп…, д…в…н, ст…л) Игры: -Отвечай и уточняй -Придумай пару слов с заданным предлогом -Читай чётко -Вставь букву и раздели на слоги 4-я неделя Тема: Ударение Цели: 1. Учить определять ударный слог 2. Развивать фонематическое восприятие Методическое обеспечение: -Игрушки (лиса,заяц..) 18 -Слоговые карточки (зай-ка, ды-мок) -Слоговые схемы слова с ударением в разных позициях -Карточки со словами(кошка, замок…) -Печатные листы (кошка, замок) Игры: -Позови слово -Соедини слово и схему -Собери слова в 2 кузовка -Узнай кто сильнее поёт Апрель 1-я неделя Тема: Чтение слогов Цели: 1. Совершенствовать навык чтения слогов 2. Деление слов на слоги, постановка ударения Методическое обеспечение: -Мультфильм «Почта» С.Маршак -Слоговые таблицы -Слоговые схемы -Сигнальные кружки -Картотека загадок -Печатные листы (Почта, письмо…) Игры: -Надувные шары -Подбери слова к схеме -Отгадай и собери -Напечатай, раздели, позвони 2-я неделя Тема: Чтение предложений Цели: 1. Совершенствовать навык чтения коротких предложений 2. Закрепить умение: соотносить предложения и схемы Методическое обеспечение: -Карточки с печатным текстом на тему: «Дети на улице» -Схемы предложений -Карточки со словами (дворе, тепло, На) -Печатные листы (На дворе тепло.) Игры: -Собери по порядку и запиши -Подбери предложение к схеме -Назови мягкие и твёрдые согласные -Читай внимательно 3-я неделя Тема: Чтение стихотворных текстов Цели: 1. Обучать выразительному чтению стихотворных текстов 2. Развивать мелкую моторику руки 19 Методическое обеспечение: -Аудиозапись: стихи А.Барто или С.Маршака -Карточки с печатным текстом -Схема предложения (l_ п _.) -Карточки с предлогами -Карточки со словами (цветы, стрекоза) -Печатные листы (стрекоза) Игры: -Слушай и повторяй -Читаем с выражением -Собери предложение -Какой поезд подойдёт? -Раздели, позвони, посигналь 4-я неделя Тема: Повторение пройденного Цели: 1. Развивать внимание, логическое мышление, память 2. Постановка руки для письма Методическое обеспечение: -Материал из предыдущих занятий -Мультфильм «Белогривые лошадки» Игры: -Прочитай и соедини -Читай с удовольствием -Отгадай и запиши -Смотри и запоминай Май 1-я неделя Тема: В царстве звуков Цели: 1. Повторить условные обозначения 2. Развивать фонематический слух Методическое обеспечение: -Игрушки (мяч, машина…) -Сигнальные кружки, цифры -Карточка с картинками -Печатные листы (мяч + схема слова) Игры: -Назови гласные звуки -Хлопни и посчитай -Собери слова по первому звуку -Какое окошко зажглось синее или зеленое 20 2-я неделя Тема: Звуки и буквы Цели: 1. Учить понимать смыслоразличительную функцию звука и буквы. 2. Развивать логическое мышление, внимание Методическое обеспечение: -Домик-регулировщик -Сигнальные карточки, магнитные буквы -Картотека загадок -Карточки со словами (корова, лиса,....) -Чудесный мешочек -Печатные листы(кукла) Игры: -Кто тут живет -Что я трогаю, что я произношу -Отгадай, какой звук первый и покажи букву -Буквы рассыпались, собери и напиши -Прочитай и назови по порядку 3-я неделя Тема: Слоги и слова Цели: 1. Продолжать знакомить с многообразием слов 2. Совершенствовать навык слогового чтения Методическое обеспечение: -Аудиозапись рассказа А.Митяева «Что Сова рассказала про слова» -Сигнальные карточки (улыбочки и точки) -Карточка с предложением (Доброе слово всегда к месту) -Слоговые кубики (ва-за…) -Карточки со словами(Тарелка,ложка…,стол,кресло..) -Печатные листы (слова) Игры: -Назови одним словом и запиши -Собери кубики и прочитай -Читаем и рассуждаем -О чем рассказала тетушка Сова -Поиграй со словами 4-я неделя Тема: Предложение Цели: 1. Упражнять в составлении предложения 2. Повторить условные обозначения предложения Методическое обеспечение: -Аудиозапись :сказка К.Чуковского «Путаница» -Предметные картинки и карточки со словами (кошки,свинки…) -Карточки с частями схемы предложения -Печатные листы (Кот _ _ .) Игры: -Слушай внимательно -Исправь ошибки 21 -Назови по порядку и составь схему -Почему поезд не отправляется -Кто что умеет МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: В своей работе мы используем словесные, наглядные и практические методы обучения. А так же: - объяснительно-иллюстративные методы; - репродуктивные методы; - частично-поисковые методы (участие в коллективном поиске) МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Наборы букв из различных материалов; 2. Предметные картинки на все буквы; 3. Картотека стихотворений на все буквы 4. Бросовый материал для составления букв; 5. Трафареты букв; 6. Касса букв, слогов, слов; 7. Модели, схемы, алгоритмы; 8. Мнемотаблицы; 9. Картотека дидактических игр и упражнений; 10. Рабочие листы со штриховкой, раскраской букв и картинок; 11. Счетные палочки; 12. Наборное полотно; 13. Сюжетные картинки с изображением предметов на одну букву; 14. Разрезные буквы; разрезная азбука с буквами, изображенными разными шрифтами. 15. Плакаты – объяснялки. КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ Диагностика воспитанников в начале и конце года обучения проводится в процессе совместной игровой деятельности. Открытые мероприятия для воспитателей и родителей. Конкурсы, викторины. В качестве диагностики используется материал из книги Р.А. Кирьяновой «Комплексная диагностика дошкольников» Возраст детей 5-6 лет Продолжительность занятий 25 минут Количество занятий в год: 60 Срок реализации 2021-2022 гг. 22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.И.А.Алексеева «Учимся, играя» 2. Е.Синицына «Умные слова». «Умные сказки» 3. И.Р.Калмыкова «Таинственный мир звуков» 4. Н.С.Жукова «Обучение дошкольников грамоте» 5. А.И.Максаков, Г.А.Тумякова «Учите, играя» 6. Н.М.Трифонов «Я учусь читать» 7. Э.Д.Фокина «Ступеньки чтения» 8. Я.Козловский «Веселые приключения не только для развлечения» 9. Е.А.Бугрименко, Г.А.Цукерман «Чтение без принуждения» 10. И.А.Алексеева «Игры и занимательные занятия по быстрому и увлекательному чтению на основе методики Н.А.Зайцева» 11. Г.А.Тумакова «Ознакомление дошкольников со звучащим словом» 12. Э.Б.Эльконин «Букварь для шестилеток» 13. Р.А. Кирьянова «Комплексная диагностика дошкольников» 23 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 86 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Ляцевич Наталия Леонидовна 21.10.2022 15:25 (MSK), Сертификат 20C37F4A772278BEF3E146192800117CB87A3B7D