Рассмотрена на педагогическом совете ГБДОУ детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга протокол №1 от 30.08.2022 Утверждена Заведующим ГБДОУ детский сад № 86 Приморского района Санкт-Петербурга _______Ляцевич Н.Л. Приказ № 78/1 от21.09.2022 Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Путешествие в сказку» Возраст учащихся: от 4 до 5 лет Срок реализации: 1 год РазработчикКузьмина Марина Александровна, педагог дополнительного образования Санкт-Петербург 2022 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Название раздела программы Пояснительная записка Задачи программы Ожидаемые результаты Особенности каждого года обучения Календарно-тематическое планирование Содержание обучения Оценочные и методические материалы Объем и сроки усвоения программы страница 3 5 5 6 7 15 17 18 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие в сказку» разработана в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с требованиями СанПиН 2СП2.4.3648-20 Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путешествие в сказку» - социально-педагогическая. Актуальность данной программы В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из приоритетных задач дошкольного образования является сохранение и укрепление физического и психического здоровья как ценностной составляющей, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка. Эмоции ребенка – один из определяющих факторов, напрямую влияющих на состояние его здоровья и развитие познавательных процессов. Чаще всего, гармоничному развитию детей препятствует эмоциональная нестабильность, за которой могут стоять страхи, тревоги, чрезмерная плаксивость и обидчивость, чувство подавленности и одиночества. Дети не могут справиться со своими эмоциями, и это приводит к импульсивности их поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. В этой связи возникла необходимость в разработке и реализации программы, направленной на формирование эмоциональной стабильности учащихся, на создание условий для более успешной адаптации посредством методов и приемов сказкотерапии и песочной терапии. Отличительные особенности программы Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Особенность предлагаемого цикла занятий состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети дошкольного возраста часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за несколько минут пережить чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Что, как не сказка, позволяет ребенку пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Что бы я сделал, обладай волшебством? Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет, и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Игры и упражнения, направленные на чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания, увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества. В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть. 2. Цель и задачи программы Цель программы: повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт. В соответствии с этой целью формируются следующие задачи обучающие: • сформировать у учащихся представления об основных базовых эмоциях и эмоциональных состояниях, • способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения; • способствовать развитию познавательной активности учащихся, расширять коммуникативные навыки, развивающие: • укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивать их эмоциональное благополучие; • развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук, • развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения, воспитательные: • учить ребенка выражать свою любовь к близким, учить понимать их настроение, • формировать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения. 3. Планируемые результаты В процессе овладения программой по «Путешествие в сказку» учащиеся будут знать и уметь следующее. Знать: • о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников; • какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими, и какие недостатки этому общению мешают; • названия базовых эмоций (радость, удивление, интерес, грусть, вина, злость, страх, гнев, горе); • как можно выражать свою любовь к близким и радовать их добрыми делами и поступками; • что такое «мужественность» и «женственность», понимать особенности общения с партнерами противоположного пола. Уметь: • понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир; • осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; • понимать и описывать свои желания и чувства; • различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений; • воспроизводить выразительные позы и движения; • применять на практике приемы, направленные на снятие физического и психического напряжения; • контролировать свои эмоциональные реакции; • оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих. Использование песочницы в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста помогает достичь следующих результатов: -понизить уровень нервно-психического напряжения, повысить общий эмоциональный тонус; - формировать у учащихся опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей; - адаптация учащихся к условиям ДОУ проходит более эффективно. В конце каждого годового курса проводятся итоговые занятия «Путешествие в сказку». Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, направленных на принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка. 4. Особенности обучения по программе учащихся 4-5 лет (средняя группа) По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. 5. Календарно-тематическое планирование Тема занятия Цели и задачи Октябрь 1.«Давайте познакомимся» Изучить насколько дети (проведение диагностики). понимают и осознают эмоциональное состояние других людей и свое собственное, и каким образом они выражают свои эмоции. Учить детей понимать себя, свои чувства, желания, видеть в себе положительные качества. 2.«Мой любимый сказочный Способствовать герой». самовыражению ребенка, учить его средствами жестикуляции и мимики передавать характерные черты персонажа сказки. Упражнения Игра «Паровозик с именем». Игра «Дотронься до…» Упражнение «Назови свои сильные стороны». Игра «Кто это?». Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей (Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.) Рисунок «Живая рука». Игра «Колобок» Упражнение «Сказочные зайцы» Рассказ детей «Моя любимая сказка, мой любимый сказочный герой» Игра «Хоровод сказочных героев» 3-4. Сказка «Корова Буренка» Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров. Игра «Угадай по движению», Игра «Угадай по музыке», Игра-импровизация, Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. 5-6.Сказка «Кот Васька» Довести до детей замысел сказки, подводить их к совместному составлению словесных описаний по восприятию сюжета. Учить угадывать по выразительному исполнению движения героев, их эмоциональные состояния. Этюд «Удивление», Игра «Угадай по ритму», Упражнение на активизацию лексики, Упражнение на расслабление и напряжение мышц. 7-8.Сказка «Добрая темнота» Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, подводить к умению выразительно интонировать голоса героем сказки. Этюд «Страх», Упражнение на ритмизацию «Звон колокольчиков», Игра-импровизация Ноябрь Довести до детей замысел 9-10.Сказка «Цыпленок- сказки (добро побеждает хвастунишка» зло), активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в проблемных ситуациях (страх, удивление) Этюды «Поучение», «Хвастовство», Упражнение «Движения героев сказки», Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Довести до детей замысел сказки (стремление спасти от беды близкого естественно для доброго Упражнение на активизацию лексики, Игра «Угадай по музыке», Игра – импровизация, 11-12.Сказка «Ласковый цветок и сердитые тучки» человека), Подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию сюжета. Активизировать в образные выражения. речи 13-14.Сказка «Цветоклепесток» 15-16. Сказка «Жадный великан» Этюды «Удивление», «Страх», Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Упражнение на активизацию лексики, Игра «Угадай по движению», «Угадай по музыке», Игра-импровизация, Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Учить угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации и аффективные состояния (жадность и удивление), Довести до детей замысел сказки (с тем, кто жадничает, никто не хочет дружить), Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров. Упражнение «Движение героев сказки», Этюд «Удивление», Игра «Угадай по музыке», Игра-импровизация, Упражнение на активизацию лексики, Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Учить соотносить эмоциональную ситуацию, выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях. Знакомить с образными выражениями, антонимами. Побуждать к выразительной Этюды «Удивление», «Каприз», Упражнение «Эмоциональные состояния героев сказки», Игра «Угадай по музыке», Упражнение на активизацию лексики, Декабрь 17-18. Сказка «Каприза» передаче в мимике и Упражнение на движениях эмоциональных произвольное напряжение и состояний (удивление, расслабление мышц. каприз) 19-20. Сказка «Снежинкапушинка» 21-22.Сказка «Зайказазнайка» 23-24. Сказка «Волшебные слова» Январь Развивать умение по настроению музыки догадываться о действиях героев, знакомить с образными выражениями, Довести до детей замысел сказки (надо помогать тому, кто попал в беду). Этюд «Грусть», Упражнение на ритмизацию «Движение героев сказки», Упражнение на активизацию лексики, Игра «Угадай по музыке», Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа, знакомить с фразеологизмами (задирать нос), учить вспоминать сюжет по музыкальной композиции. Подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях. Упражнение на ритмизацию «Движения героев сказки», Этюды «Хвастовство», «Пробуждение», «Испуг», Упражнение на активизацию лексики, Игра «Угадай по движению», Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния (усталость), Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа, знакомить с фразеологизмами (не покладая рук, голову повесила). Этюд «Усталость», Упражнение «Движение героя сказки», Упражнение на активизацию лексики, Игра «Угадай по музыке», Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. 25-26. Сказка «Непослушный Ваня» Подводить к умению выразительно интонировать с разной силой голоса реплики героев в проблемных ситуациях (уговаривание, отказ, раскаяние), Довести до детей замысел сказки (непослушный ребенок всегда попадает в беду), Активизировать в речи образные выражения и фразеологизмы (насилу ноги унес, травушка-муравушка, чистая водица). Пантомимические этюды «Сон», «Уговаривание», «Отказ», «Испуг», Упражнение на активизацию лексики, Игра «Угадай по движению», Игра-драматизация, Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. 27. Сказка «Малыштрусиш» Помочь детям представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; Учить передавать черты характера героев, Знакомить с образными выражениями, Учить продолжать сказочный сюжет по музыкальной композиции. Пантомимические этюды «Страх», «Успокоение», «Печаль», Упражнение «Эмоциональное состояние героев сказки», Упражнение на активизацию лексики, Игра «Угадай по движению», Игра – драматизация, Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц». 28. Сказка «Страна солнца» Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа. Учить припоминать сюжет по музыкальной композиции Учить передавать движения героев сказки, Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния. Пантомимический этюд «Болезнь», Упражнение на активизацию лексики, Игра «Угадай по движению», Игра « Угадай по музыке», Игра-драматизация, Упражнение на ритмизацию движений, Упражнение на произвольное напряжение и расслабление. Учить угадывать по выразительному исполнению сказочных героев их эмоциональные Пантомимический этюд «Кривлянье». Упражнение на ритмизацию «Движения героев сказки». Февраль 29-30. Сказка «Кривляки» состояния. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров. Активизировать в речи детей образные выражения и фразеологизмы (ворон считать, браниться, голову повесить). Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа. Учить припоминать сюжет по музыкальной композиции. Подводить к умению выразительно интонировать голоса. Упражнение на активизацию лексики. Игра «Угадай по музыке». Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. 33-34.Сказка «Доброе превращение». Учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в ритме, движении, мимике, интонации (страх, угроза, сочувствие, радость). Развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций. Игра-драматизация. Упражнение на активизацию лексики. Игра «Угадай по движению». Пантомимические этюды «Страх», «Угроза». Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. 35-36. Сказка «Обидчивое облачко» Учить угадывать по выразительному исполнению сказочных героев. Развивать силу голоса, высоту, длительность звучания, интонационную выразительность. Развивать воображение и фантазию. Упражнение «Зеркало». Игра-драматизация. Игра «Угадай по музыке». Упражнение «Тренируем эмоции». Этюд «Разные настроения». Упражнение на расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Учить передавать эмоциональное состояние «радость», используя различные выразительные Игра «Назови ласково». Игра «Угадай движению». 31-32. Сказка «Злой принц» Март 37-38. Сказка «Катя, медведь и ледяной город» Пантомимические этюды «Приглашение», «Мучение». Упражнение на ритмизацию «Эмоциональные состояния героев». Пантомимический этюд «Благодарность». Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. друга по 39-40. Сказка «Лекарство от плохого настроения». 41-42. Сказка «Цветы для мамы медведицы». 43-44. Сказка «Как лечили медведя». Апрель 45-46. Сказка «Два жадных медвежонка». 47-48. Сказка «Муха Грязнуха». средства. Формировать положительные чувства и эмоции через улыбку. Учить эмоционально воспринимать настроение людей. Развивать умение чувствовать чужое настроение и сопереживать окружающим. Расширять представление об эмоциях и связанных с ними физических состояниях. Игра «Клоун Тяп-Ляп» Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, побуждать к оказанию помощи. Упражнять в регуляции своего эмоционального состояния. Игра «Зеркало». Пантомимический этюд «Рассерженный медвежонок». Игра «Эхо». Рисунок «Цветы для мамы». Активизировать лучшие черты ребенка, чувствительность, восприимчивость к окружающему миру. Развивать умение координировать голос с мимическими движениями, движениями рук и тела. Упражнение «Тренируем эмоции». Этюд «Разные настроения». Упражнение «Выбери такое же настроение». Игра-драматизация. Упражнение на снятие психического и физического напряжения. Учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении. Учить понимать чувства, переживаемые другими. Развивать чувство доброты. Формировать навыки социального поведения. Игра –драматизация. Упражнение на активизацию лексики. Игра «Кубик». Тренинг эмоций. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Формировать навыки социального поведения. Активизировать в речи детей образные выражения Игра «Угадай по движению» Игра «Как помочь героям сказки». Пантомимический этюд Упражнение «Зеркало». Упражнение «Тренируем эмоции». Игра-драматизация. Игра «Рецепт от плохого настроения» Упражнение на напряжение и расслабление мышц лица. и фразеологизмы. Формировать мотивацию деятельности и активных личностных установок. «Муха». Упражнение на отработку правильного диафрагмального дыхания. 49-50. Сказка «День рождения Васи». Способствовать адекватному ролевому развитию детей, т.е. учить принимать роли, адекватные новым ситуациям. Оптимизировать общение со сверстниками. Упражнение «Разминка» Упражнение «Доброе слово». Игра-драматизация. Поведенческий тренинг. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. 51-52. Сказка «Пиф и Тимка». Продолжать знакомство детей с эмоциями. Развивать эмпатию, воображение. Развивать выразительность речи и движений. Развивать умение определять настроение по схемам, мимике, движениям Психогимнастика «Путешествие в сказочный лес». Игра «Кривые зеркала». Упражнение «Слушаем музыку». Игра «Азбука настроения». Игра «Закончи предложение». 53. Сказка «Длинноушконепослушко». Развивать представление детей о себе и своем отличии от других. Формировать у детей адекватную самооценку. Продолжать учить детей позитивным способам общения со сверстниками. Игра-драматизация «Заяц и лиса». Игра «Ласковое слово». Поведенческий тренинг. Игра «Угадай по музыке». Этюд «Зайчик и одуванчик». Упражнение на снятие психофизического напряжения. 54-55. Сказка «Путешествие муравьишки». Развивать навыки общения ребенка со сверстниками. Формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных персонажей. Игра «Кенгуру». Игра «Волшебные превращения веревочки». Игра «Доброе слово». Рисунок «Картина к сказке». Игра-драматизация. Упражнение на активизацию лексики. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. 56-57. Сказка «Три Обучать детей принимать Игра-драматизация. Май поросенка». 58. Сказки «Хорошее», «Кто всех глупее». роли, соответствующие новым ситуациям, и развивать в детях творческое начало; Оптимизировать общение со сверстниками. Беседа «Злой волк». Упражнение «Разминка». Пантомимический этюд «Злой волк». Упражнение «Доброе слово волку». Рисунок «Добрый и веселый волк». Учить сознательно Упражнение «Разминка». управлять своими Игра «Хорошо-плохо». эмоциями. Поведенческий тренинг. Формировать Упражнение «Расскажи о доброжелательное своем настроении». отношение к окружающим. Рисование на тему «Мое настроение». 59. Сказка «Как светлячок друга искал». Развитие устойчивого интереса к сверстникам, представления о дружбе, чувства эмпатии. Помогать каждому ребенку чувствовать себя более защищенно, преодолевать трудности в общении. Упражнение «Назови соседа ласково». Игра-драматизация. Игра «Передай мячик». Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Этюд «Цветок». Рисование «Подарок другу». 60. Итоговое занятие «Путешествие в сказку». Проведение итоговой диагностики. Повторить пройденное и закрепить знания, умения детей; Развивать навыки общения ребенка со сверстниками. Изучить насколько дети понимают и осознают эмоциональное состояние других людей и свое собственное, и каким образом они выражают свои эмоции. Игра «Доброе слово». Игра «Азбука настроений». Рисунок «Картинка к сказке». Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей (Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.) 6. Содержание обучения Представленная программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки. Особое место в данной программе отводится речевым играм. Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приемами. В словесной режиссерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей. Игровые методы и приемы в программе используются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в каждой группе. Словесное комментирование. Реализация этого метода позволяет решать две задачи. 1. Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по содержанию. Вспомнить и воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом собственное отношение к поступкам героев сказки помогают вопросы, предлагаемые после сказки. 2. Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы. В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки дети учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации. Подобные упражнения активизируют разнообразную лексику, сосредоточивают внимание дошкольников на значении слова, способствуют развитию самоконтроля. Психогимнастика. Самыми простыми являются упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети действуют со взрослым одновременно и одинаково. Общность переживаний усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом состояний в мимике и позе педагог помогает наводящими вопросами. Дети могут показать не только эмоциональные состояния героев, но и передать через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления. Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Большое значение для эмоциональной включенности ребенка в выразительное исполнение образа имеет музыкальная композиция. Она же является сигналом для снятия эмоциональных барьеров через произвольное напряжение или расслабление мышц тела. Динамика, темп музыкальной композиции облегчают понимание и отображение в действии, мимике сказочного образа. Такие альтернативные вопросы, как: «Какое настроение передает музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?», - позволяют дошкольникам ориентироваться в динамике и мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального отрывка они вспоминают, что происходило с героями сказки. С помощью лексических средств (прилагательных, наречий) дети определяют свои эмоции, чувства, возникшие в момент слушания музыки. Постепенно к старшему дошкольному возрасту у ребенка при восприятии музыкальной пьесы образуются музыкально-речевые связи. Дошкольник без труда описывает музыкальные впечатления эпитетами. Ребята с удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы; они могут мечтать под музыку, высказываться о возникших под ее впечатлением ассоциативных представлениях. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю. Словесная режиссерская игра. Наводящие вопросы побуждают ребенка представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу голоса. С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются звукоподражательные слова, голоса животных. Для дошкольников предлагаются интонационные упражнения на изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя в определенных ситуациях. Такие упражнения подготавливают ребенка к адекватному звуковому оформлению целого высказывания. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность, выразительность, живость. 7. Оценочные и методические материалы • • • • • • Материальное обеспечение программы: Деревянная песочница (размер 50х70х10 см), кварцевый песок, наборы тематических фигурок; аудиоаппаратура, диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, звуки природы, детские песни), зеркало, маски театральные, элементы костюмов. различные виды кукол, разнообразный художественный материал (пластилин, краски, фломастеры, карандаши, бумага). Методическое обеспечение программы: • • • • художественная литература, иллюстрации к сказкам, демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции», картотека игр и психогимнастических упражнений. Программа предполагает эмоционального развития заключительного занятия. итоговую учащихся диагностику социальнои проведение итогового Уровни социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста (по методике Бине-Симона) Высокий: • владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния, • желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время, • успешное выполнение и лидерских и пассивных ролей, • умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, • признание и адекватное выполнение правил, • заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, Средний: • недостаточная инициативность в общении, • предпочитание исключительно пассивных ролей, • ситуативная регуляция аффективных проявлений, • неумение улаживать конфликты, • недостаточное умение принимать и оказывать помощь, Низкий: • нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками, • отсутствие инициативы в общении, • избегание взаимодействия, • отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях, • исключительная ориентация на собственные действия, • конфликтность, агрессивность. 8. Объем и сроки усвоения программы Занятия с подгруппой детей (10-12 человек) проводятся два раза в неделю, их продолжительность составляет 15-20 минут. Количество занятий в месяц - 8, в год -60. Занятия проводятся в кабинете психолога, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться. Календарно-учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путешествие в сказку» на 2022-2023 год Год обучения 1 год Дата начала занятий 01.10.2022 Дата окончания занятий 31.05.2023 Количество Количество Количество Режим учебных учебных учебных занятий недель дней часов 60 60 2 раза в 30 неделю ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 86 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Ляцевич Наталия Леонидовна 21.10.2022 15:25 (MSK), Сертификат 20C37F4A772278BEF3E146192800117CB87A3B7D