Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга
Адрес: Богатырский проспект, д.36/2. Тел./факс: 341-70-85
Сайт: 86spb.tvoysadik.ru Электронная почта: primdou-86@yandex.ru
Принято:
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада №86
Приморского района Санкт-Петербурга
Протокол №1 от 29.08.2025
Утверждаю:
Заведующий ГБДОУ детский сад №86
Приморского района Санкт-Петербурга
______________________Н.Л. Ляцевич
Приказ №55/1 от 18.09.2025
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Маленький интеллектуал»
Возраст учащихся 6 – 7 лет
Срок реализации – 1 год
Разработчик программы:
Педагог доп. образования
Вередин Н.В..
Санкт-Петербург
2025г
Содержание
1
1.1.
1.1.1
1.1.2
1.1.3.
1.1.4
1.1.5
1.1.6
1.1.7
1.2.
1.2.1.
1.2.2.
1.2.3
1.2.4
1.2.5
1.3.
2.
3.
4.
4.1
4.1.1
4.1.2
4.1.3
4.1.4
4.1.5.
4.1.6.
4.1.7.
4.1.8.
5
6.
7.
Пояснительная записка
Основные характеристики Программы:
Направленность Программы
Актуальность Программы
Педагогическая целесообразность Программы
Отличительные особенности Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Адресат Программы
Цель и задачи Программы
Условия реализации Программы:
Условия набора и формирования групп
Формы и методы реализации Программы
Структура совместной образовательной деятельности
Материальное обеспечение Программы
Методическое обеспечение Программы
Планируемые результаты освоения Программы
Учебный план по реализации Программы
Календарный учебный график по реализации Программы
Рабочая программа.
Содержание образовательной деятельности по разделам
Программы для детей 6-7 лет:
Раздел 1.по мотивам сказки «По щучьему велению»
Раздел 2. по мотивам сказки «Гуси-лебеди».
Раздел 3. по мотивам сказки «Морозко ».
Раздел 4. по мотивам сказки «Снежная королева».
Раздел 5. по мотивам сказки «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях».
Раздел 6. по мотивам сказки «Двенадцать месяцев».
Раздел 7. по мотивам сказки «Дюймовочка».
Раздел 8. по мотивам сказки «Мышонок Пик».
Календарно-тематическое планирование по Программе для
детей 6-7 лет
Критерии и формы оценки результатов освоения Программы
Список литературы
3
3
3
3
4
4
5
5
5
6
6
7
7
8
8
9
9
11
12
12
12
13
13
13
13
14
14
14
15
21
24
2
1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Маленький интеллектуал» разработана в
соответствии с Федеральным
Законом об образовании от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании с
Российской Федерации» (ред. От 23.05.2025), Приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»,
Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга,
находящихся в ведении Комитета по образованию (Распоряжение КО от
01.03.2017 № 617-р).
Основные характеристики Программы.
1.1.1. Направленность Программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
Программа
«Маленький
интеллектуал»
имеет
социально-педагогическую
направленность, и способствует всестороннему интеллектуальному развитию
дошкольников 6-7 лет.
Она позволяет не только расширить количество определенных представлений у
детей, но и сформировать у них качественные мыслительные способности:
память, внимание, воображение, мышление.
Применяемые технологии позволяют подобрать индивидуальный «ключ»
запоминания и обработки информации каждому ребенку с учетом его
индивидуальных особенностей мышления и выработать у него рациональные
приемы обработки получаемой информации.
1.1.
1.1.2. Актуальность Программы.
Раннее развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста является актуальной проблемой современности. Основа интеллекта
человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В
дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции,
обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к
логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
Особое значение развития интеллектуальных способностей определяется
быстрым и неуклонным развитием науки и техники. Повышаются требования к
умственному воспитанию подрастающего поколения.
Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании
творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих
работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к
изменяющимся условиям.
Кроме того, детский сад выполняет важную функцию в подготовке детей к
школьному обучению. Общеизвестный факт, что готовность к школьному
обучению – многокомпонентное образование, включающее пять отдельных
сторон: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и
социально-психологическую. Интеллектуальная готовность предполагает
3
формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в
частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную
цель деятельности.
Существующие школьные программы, их усвоение потребуют от ребенка
умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы,
т.е. достаточно развитых познавательных процессов. Эти объективные факторы
указывают на то, что проблема развития интеллектуальных способностей важна
и требует особого внимания, а развитие интеллекта ребенка необходимо
начинать как можно раньше.
Данная программа соответствует государственной политике, удовлетворяет
образовательные потребности детей и родителей.
1.1.3. Педагогическая целесообразность Программы
Педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что в
последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и
образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает
увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность
индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы
предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка,
запоминание и воспроизведения мнемотаблиц, упражнения на развитие
слуховой, зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги, поиск
закономерности и т.д. Дошкольники учатся самостоятельно кодировать
информацию, занося её в мнемодорожки и мнемотаблицы, объясняя свои
действия. Это заставляет детей строить умозаключения, что способствует
развитию мышления и речи.
1.1.4. Отличительные особенности Программы
Данная программа основана на ФГОС ДО, методических разработках ряда
авторов:
В. В. Воскобович «Развивающие игры Воскобовича», М. Монтессори «
Развивающие игры», «Интеллектуальные игры Никитиных», З. Дьенеша,
В.П.Новикова ,Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера» . Для работы с детьми 3-7 лет.
В основе программы лежит система постоянно усложняющихся
развивающих игр познавательных заданий. Игры сопровождаются сказочным
сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнения,
анализ, классификацию, обобщение, понимание математических терминов и
моделирование. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую
деятельность в зоне оптимальной трудности. Деятельность детей в кружке
направлена на развитие интеллектуально-творческих способностей и
приобретение новых знаний за пределами основной программы дошкольного
образования.
Распределение программного содержания представляет собой систему,
предопределяющую интенсивное развитие у детей внимания, памяти,
воображения, речи, а также умений для решения логических задач – это умение
выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно
4
обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно,
одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум,
трем свойствам с учетом каждого. Интегративно осуществляется
предматематическая подготовка, ознакомление с окружающим миром,
развиваются речь, изобразительное и конструктивные умения, что способствует
творческому развитию личности дошкольника.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
развития детей и разной степени их подготовки.
Формы занятий:
- занятие – игра;
- викторина (в случае проверки полученных знаний)
Методы организации учебно-воспитательного процесса:
- словесные;
- наглядные;
- работа по образцу;
- опытно-эксперементальная деятельность;
- Самостоятельная работа
1.1.5. Принципы и подходы к формированию Программы.
Основными принципами к формированию и реализации Программы
являются следующие:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
- реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей
дошкольного возраста, прежде всего, в форме игры;
- создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в
соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями;
- принцип систематичности и последовательности («от легкого к трудному»,
«от простого к сложному обучению);
- принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и четких
образов и представлений в сознании дошкольников;
- принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого
материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и
частями, в соответствии с возрастными особенностями;
При разработке Программы учитывался личностный подход к
формированию индивидуального развития каждого ребенка.
1.1.6. Адресат Программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы соответствует
возрасту 6 – 7 лет
1.1.7. Цель и задачи Программы
Цель Программы: Формирование творческих, интеллектуальных
способностей, коммуникативных навыков, умений действовать по правилам как
5
необходимых предпосылок к школьному обучению в процессе освоения
развивающих игр.
Задачи Программы:
Обучающие:
• расширение общего кругозора детей, пополнение словарного запаса
• формирование приемов умственной деятельности: сравнение, обобщение,
классификация, анализ, аналогия, синтез.
Развивающие:
• развитие восприятия (сенсорное) логического мышления, произвольного
внимания, памяти
• развитие речи, умение делать выводы, анализировать, аргументировать
высказывания
• развитие наблюдательности, воображения, творческого начала,
направленной фантазии
• развитие графических навыков, мелкой моторики рук.
• развитие математических представлении детей на элементарном уровне
через приемы сравнения, обобщения, классификации и смыслового
соотнесения.
Воспитательные:
• выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями
• взаимодействие с семьей, направленное на гармоничное развитие
личности путем индивидуального подхода к каждому ребенку.
1.2.
Условия реализации Программы.
1.2.1. Условия набора и формирование групп.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы: 6 - 7 лет;
Наполняемость групп - до 10 - 12 человек.
Срок обучения по Программе - 1 год. Общее количество часов – 60 час.
Процесс обучения осуществляется в подгруппах.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия с детьми 5х -6 лет – 30 минут.
Условия приема в группу:
- достижение ребенком указанного возраста;
- желание родителей и оформление ими соответствующей документации
(договор).
6
Диагностический этап при наборе детей в группу отсутствует. В
соответствии с возрастной категорией, дети могут быть зачислены в группы
первого и второго года обучения.
1.2.2. Формы и методы реализации Программы.
Форма обучения – специальное организованные занятия, которые проводятся
два раза в неделю в течение учебного года в соответствии с годовым
календарным учебным графиком;
Форма организации деятельности детей на занятии – индивидуальноподгрупповая;
Форма проведения занятий – занятие-игра;
Методы реализации Программы:
словесные:
- устное изложение материала;
- беседа; обсуждение игровых сюжетов, проблемных ситуаций;
- словесные игры и упражнения;
наглядные:
- демонстрация коллажей, иллюстраций, открыток, мнемотаблиц, карточек,
логических цепочек, игрушек и т.д.;
- работа по таблицам на переключение внимания;
- заучивание стихотворений с опорой на мнемотехнику;
практические:
- конструирование с использованием счетных палочек;
- воспроизведение мнемотаблиц;
- штриховки;
- графические диктанты (лабиринты);
специальные методы для запоминания информации:
- крокирование (рисуночное письмо) загадок, коротких стихов, понятий;
- метод трансформации (превращения);
- метод Цицерона (память места);
- сюжетный метод (придумывание сюжета);
С детьми дошкольного возраста задания и упражнения выполняются
исключительно в игровой форме. Полностью исключается негативная оценка
действий и результатов ребенка, максимально поощряется фантазия и
творческий подход.
1.2.3. Структура совместной образовательной деятельности
1.Настройка на образовательную деятельность (упражнение на воображение);
2.Упражнения на развитие слуховой памяти – запоминание цепочки слов с
помощью одного из методов (сюжет, трансформация, ассоциации, метод Цицерона,
открытки парами, развитие образа);
3. Работа по развитию речи, познавательных действий, ознакомлению с
окружающим миром, расширению кругозора (использование коллажей и другого
иллюстративного материала по реализации разделов Программы);
4. Физкультминутка (разучивание коротких стихов с опорой на движение);
7
5. Дидактические игры и упражнения на развитие внимания, памяти,
логического мышления (логические цепочки, логиконы, таблицы на поиск
закономерностей, исключение лишнего, таблицы кратковременного предъявления и т.д.);
6. Ассоциативный тренинг на внимание, ориентировку в пространстве (справа,
слева, между, под, над) - упражнение «игрушки на столе»;
7. Работа с мнемотаблицей (запоминание и воспроизведение);
1.2.4. Материальное и кадровое обеспечение Программы
Для реализации данной программы имеется следующее материальное
обеспечение:
- помещение – кабинет для проведения дополнительной образовательной
деятельности находится на первом этаже, отвечает санитарно-гигиеническим
требованиям. Кабинет имеет естественное освещение.
Стены покрашены
водоэмульсионной краской светлых тонов, на полу линолеум, высота потолка –
4 метра.
Кабинет оборудован детскими столами и стульями (по количеству детей),
имеется также стол и стул для педагога, магнитная доска, шкаф для хранения
методических пособий.
Требования к педагогу:
- кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий курсы
повышения квалификации по программе дополнительного образования.
1.2.5. Методическое обеспечение Программы
1. Маски героев сказок.
2. Логические блоки Дьенеша
3. Развивающие кубики «Сложи узор»
4. Развивающая игра «Танграмм»
5. Пальчиковые куклы.
6. Развивающая игра «Палочки Кюизенера»
7. Иллюстрации к сказкам.
8. Канцелярские принадлежности.
9. Плоскостные наборы на героев сказок.
10. Картотека стихов к сказкам.
11. Картотека загадок к сказкам.
12. Модели, схемы, алгоритмы.
13. Сюжетные картинки по сказкам.
14. Коллажи, мнемотаблицы по сказкам.
15. Картотека графических диктантов
16. Картотека ребусов.
8
1.3.
Планируемые результаты освоения Программы
К
концу
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе для детей 6-7 лет «Маленький интеллектуал»,
дети могут:
Предметные:
- владеть мнемотехническими приемами запоминания: трансформацией,
сюжетным методом, методом логических цепочек, методом Цицерона (память
места), методом ассоциаций;
- кодировать информацию с помощью рисунков, знаков, символов для более
удобного и быстрого запоминания информации;
- запоминать и воспроизводить мнемотаблицы, используя разные методы
запоминания;
- рассказывать стихи с опорой на мнемотаблицы;
- решать логические примеры;
- делать умозаключения на основе логических рассуждений, сравнения и
анализа;
- продолжать заданную закономерность;
- уметь концентрировать внимание, распределять и переключать его;
- иметь первоначальные представления о единстве природы, взаимосвязях
растений и животных с окружающей природной средой;
Личностные:
- проявлять устойчивый интерес к играм интеллектуального характера;
- проявлять любознательность и сообразительность;
- иметь целостное представление об окружающем мире и проявлять бережное
к нему отношение;
- проявлять интерес к слову, собственной речи и речи окружающих;
- иметь развитые эмоционально-волевые качества и коммуникативные навыки;
- выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать,
сопереживать;
- высказывать свое отношение к происходящему;
- использовать навык самооценки и самоконтроля;
Метапредметные:
- пользоваться приемами мнемотехники при запоминании любой информации;
- самостоятельно решать доступные творческие и поисковые задачи:
занимательные, практические, игровые, задачи на сообразительность;
- применять логическое мышление, воображение, фантазию, ассоциативное
восприятие при запоминании и воспроизведении необходимой информации;
- устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы,
логические умозалючения;
- проявлять выдержку, самостоятельность, инициативность, способность к
волевым усилиям;
2. Учебный план по реализации Программы для детей 6-7 лет.
Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы для детей 6-7 лет «Маленький интеллектуал»
9
является нормативным документом, регламентирующим организацию
дополнительной образовательной деятельности в ГБДОУ детский сад №86 с
учетом
учебно-методического, кадрового и материально-технического
оснащения.
Основной задачей планирования является регулирование объема
образовательной нагрузки. Работа с детьми по реализации Программы
осуществляется во второй половине дня.
Количество и продолжительность образовательной деятельности
устанавливается в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21.
В старшей группе (от 5 до 6 лет) занятия проводятся два раза в неделю,
продолжительность одного занятия – 25 минут.
В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную
деятельность, проводятся физкультурные минутки.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
-принцип развивающего образования;
-принцип научной обоснованности и практической применимости;
-принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач;
- принцип интеграции реализуемых разделов в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- построение образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей
дошкольников;
№
1
2
3
4
Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Маленький интеллектуал»
Наименование разделов
Количество часов
Формы
Программы/темы
всего теория практи контроля
ка
По мотивам сказки ««По щучьему
8
1
7
Наблюдение
велению»
Беседа
Анализ
детских работ
По мотивам сказки «Гуси-лебеди»
8
1,5
6,5
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
По мотивам сказки «Морозко»
8
1,5
6,5
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
По мотивам сказки «Снежная
4
0,5
3,5
Наблюдение
королева»
Беседа
Анализ
детских работ
10
5
По мотивам сказки «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях»
8
1
7
6
По мотивам сказки «12 месяцев»
8
1,5
6,5
7
По мотивам сказки «Дюймовочка»
8
1
7
8
По мотивам сказки «Мышонок пик»
8
0,5
7,5
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
Возрастные образовательные нагрузки к учебному плану по реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Маленький интеллектуал»
Дополнительная образовательная
деятельность
Образовательная нагрузка
Подготовительная группа
30 минут
Длительность одного занятия в минутах
2
Количество занятий в неделю
60 минут
Количество минут в неделю
Количество занятий в год
(с 1 октября по 30 апреля)
60
3.Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
обучения
Дата начала
Дата
обучения по окончания
Программе обучения по
Программе
01.10.25г
30.04.25
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
часов
28
60 часов
Режим занятий
2 раза в неделю
по 30 минут
Время занятий:
16.00-17.00
11
4. Рабочая программа
Дети 6-7 лет знакомятся с развивающими играми и приемами мнемотехники.
Учатся использовать их для обработки информации: восприятию, запоминанию и
воспроизведению.
Игровые упражнения и тренинги развивают у детей зрительную, слуховую,
двигательную и другие виды памяти; тренируют способность переключаться с
одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать
его объем.
В ходе реализации разделов программы: По мотивам сказки «По щучьему
велению», По мотивам сказки «Гуси-лебеди», По мотивам сказки «Морозко», По
мотивам сказки «Снежная королева», По мотивам сказки «Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях», По мотивам сказки «12 месяцев», По мотивам сказки
«Дюймовочка», По мотивам сказки «Мышенок Пик», у детей расширяется
кругозор, формируются основные мыслительные процессы: внимание, память,
мышление, воображение. Они знакомятся с разнообразием дидактических игр и
упражнений на развитие мышления, приемами их запоминания, учатся решать
игровые занимательные задачи: что лишнее, что общего, поиск закономерности,
исключение лишнего и т.д. С помощью приёмов мнемотехники дети овладевают
различными способами
умственной деятельности: умением сравнивать,
анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные
связи.
Программа предполагает широкое использование иллюстративного,
демонстрационного материала; методических пособий, дидактических игр,
таблиц, коллажей, мнемотаблиц.
4.1. Содержание образовательной деятельности по разделам Программы.
4.1.1. Раздел 1. По мотивам сказки «По щучьему велению»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки,
стихотворения, загадки («По щучьему велению», «Кто живет в проруби») с
использованием коллажа.
Учить преобразовывать символы в образы,
замещать образы геометрическими фигурами, кодировать информацию в
мнемотаблицу. Знакомство с разнообразием дидактических игр и упражнений
на развитие мышления (логические цепочки, логиконы, логические примеры и
др.), объяснение приемов для их запоминания. Ознакомление с упражнениями
на концентрацию внимания, знакомство с таблицами на распределение и
переключение внимания.
Практика: практическая работа по перекодированию содержания сказок
в мнемотаблицы. Использование сюжета и героев сказок в логических
цепочках.
Практическая работа по решению игровых занимательных задач по развитию
мышления, памяти, внимания с помощью дидактических игр и упражнений: что
лишнее, что общего, найди закономерность, лабиринты на плоскости, игрушки,
открытки парами, переключение и распределение внимания; игровые здания на
развитие логики: поиск закономерностей и логики взаимосвязей.
12
4.1.2. Раздел 2. По мотивам сказки «Гуси-лебеди»
Теория: повторение и закрепление изученных приемов запоминания на
основе сказок. Обучение детей последовательному рассказыванию
стихотворения «Осень наступила..». Знакоство с принципами построения
загадок при помощи мнемоцепочек.
Практика: практическое выполнение упражнений: логическая цепочка,
распределение/переключение внимания, «игрушки парами», исключение
лишнего. Воспроизведение по памяти мнемотаблицы «Гуси-лебеди».
Отгадывание загадок по мнемоцепочкам (яблоко). Упражнения на исключение
лишнего (Овощи, фрукты, ягоды), нахождение общего. Воспроизведение
мнемотаблиц с помощью «ключа» для запоминания. Выкладывание «Лес» из
палочек Кюзенера. Графические упражнения на ориентацию в пространстве
(печка, гусь). Выкладываие по схемам узоров (цифра 3, яблоко, лебедь)
4.1.3. Раздел 3. По мотивам сказки «Морозко»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки,
стихотворения, повторение и закрепление изученных приемов запоминания на
основе сказок. Обучение детей последовательному рассказыванию
стихотворения «Детство». Знакомство с дидактической игрой «Сложи узор» на
развитие мышления и внимания.
Практика: практическая работа по коллажу к сказке «Морозко»,
Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Детство», графический диктант
«Собака», «Девочка», практическое упражнение на развитие моторики и
тактильных ощущений «Волшебный сундучок», дидактическая игра «Сложи
узор» (варежка), ориентировка на листе бумаги (лабиринт)
4.1.4. Раздел 4. По мотивам сказки «Снежная королева»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки,
стихотворения, повторение и закрепление изученных приемов запоминания на
основе сказок. Разбор схем для конструирования из палочек Кюзенера и
счетных палочек (санки, корона)
Практика: практическая работа по коллажу к сказке «Снежная королева»,
Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Встреча зимы», практическая
работа по развитию графических навыков (лабиринт «Проведи Герду»,
штриховка «Варежка», «Олень»), дидактическая игра «Сложи узор» (фонарик).
4.1.5. Раздел 5. По мотивам сказки «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки,
стихотворения «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Ветер, ветер –
ты могуч..», «Кто зимует в лесу» повторение и закрепление изученных
приемов запоминания на основе сказок. Знакомство с дидактической игрой и
упражнением на развитие мышления и внимания. Знакомство с таблицами на
распределение и переключение внимания.
Практика: практическая работа по перекодированию содержания сказок
в мнемотаблицы. Использование сюжета и героев сказок в логических
цепочках.
13
Практическая работа по решению игровых занимательных задач («Парные
картинки», «Засели домики», «Собери картинку»). Практическая работа по
развитию графических навыков («Продолжи узор», «Зеркало»). Работа с игрой
– головоломкой квадрат Воскобовича (конь).
4.1.6. Раздел 6. По мотивам сказки «12 месяцев»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки,
стихотворения «12 месяцев», «Подснежник», разбор схем для составления узоров,
преобразовывание символов в образы, замещение образов геометрическими
фигурами, кодирование информации в мнемотаблицу.
Практика: практическая работа по перекодированию содержания сказок в
мнемотаблицы, практическое выполнение упражнений: логическая цепочка,
распределение/переключение внимания, «четвертый лишний», исключение
лишнего. Воспроизведение по памяти мнемотаблицы «Подснежник»,
дидактическая игра «Сложи узор» (тюльпан). Практическая работа по развитию
графических навыков (цифра 12, «Продолжи узор»)
4.1.7. Раздел 7. По мотивам сказки «Дюймовочка»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки
«Дюймовочка», расширение представлений детей о характерных изменениях в
природе весной с помощью мнемотаблицы «Весна пришла», повторение и
закрепление изученных приемов запоминания при помощи коллажа «Что
изменилось?»
Практика: практическая работа по перекодированию содержания сказок в
мнемотаблицы,
практическое
выполнение
упражнений:
распределение/переключение внимания «Весна пришла», «Чудо-дерево»,
Работа с игрой – головоломкой квадрат Воскобовича (лодочка). Практическая
работа по развитию графических навыков («нарисуй такой же узор», ласточка).
Выкладывание из палочек Кюзенера (платье для Дюймовочки)
4.1.8. Раздел 8. По мотивам сказки «Мышонок Пик»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию по мнемотаблице и
коллажу сказки, стихотворения «Мышонок Пик», «Космонавт». Расширение
представлений детей о космосе и космических объектах.
Практика: упражнение на развитие слуховой памяти, упражнение на
развитие зрительной памяти (найди отличия). Работа по таблице на
переключение внимания, отработка конструкторских навыков. Воспроизведение
тематической мнемотаблицы. Развитие графических навыков (кубики)
14
5. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Дата
проведения
занятия
Плани Факти
руемая ческая
Раздел. Тема занятия
Рассказывание русской народной сказки «По
щучьему велению»
Игра «Актер» (Изобрази героя сказки)
«Сложи узор» (Печка)
«Лишнее слово»
«Мнемотаблица» по содержанию сказки
Физминутка «Скачут, скачут во лесочке…»
«Разгадай шифр»
«Хорошо, плохо»
Продолжение сказки.
«Объяснялки (прорубь)»
Коллаж «Кто живет в проруби»
Палочки Кюизенера «Коврик для Емели»
Физминутка «Кто не на месте?»
Графический диктант «Сани»
«Расскажи сказку по таблице»
«Игра с Блоками Дьенеша»
Физминутка «Кто не на месте?»
«Повтори рисунок по клеточкам»
«Опиши героя сказки словами-наоборот»
«Пройди лабиринт»
Физминутка «Скачут, скачут во лесочке…»
«Объяснялки» (прорубь)
«Игра с Блоками Дьенеша»
«Отгадай загадку»
Графический диктант «Сапожок»
Физминутка «Скачут, скачут во лесочке…»
Сложи узор (сапожок)
Объяснялки «Долог день до вечера, коли делать
нечего»
«Лишнее слово»
Расшифруй поговорку «Мели Емеля, твоя
неделя»
Физминутка «Скачут, скачут во лесочке…»
Палочки Кюизенера «Сложи печь для Емели»
«Перевертыши»
«Еще три дела для Емели»
Часы по
разделам
по программе «Маленький интеллектуал»
на 2025 -2026 учебный год
Всего
часов
1
1
1
1
8
1
1
1
1
15
9
10
11
12
13
14
15
16
17
«Повтори узор»
Физминутка «Скачут, скачут во лесочке…»
Палочки Кюизенера «Дворец для Емели»
Загадай без слов «Три желания»
Рассказывание сказки «Гуси-лебеди»
Игра «Актер» (изобрази героя сказки)
Сложи узор «Лебедь»
Рассказывание сказки по картинке
Игра «Что забыл нарисовать художник»
Физминутка «Волшебный лес»
Графический диктант «Печка»
Подбери подходящую пословицу к сказке:
«Трудно найти, легко потерять», «Как аукнется,
так и откликнется».
Игра с Блоками Дьенеша
Физминутка
Сложи узор «Яблоко»
«Угадай героя сказки по силуэту»
Игра «Пройди лабиринт»
Палочки Кюизенера «Лес»
Физминутка
«Повтори рисунок по клеточкам»
Отгадай загадку «Речка»
Игра «Что лишнее?»
Игра с Блоками Дьенеша
Физминутка
Графический диктант «Гусь»
Расскажи сказку по модели
Игра «Найди отличия»
Физминутка
Сложи узор (цифра 3)
«Объяснялки» Чем похожи и отличаются:
-лесные и садовые яблочки;
-ржаные и пшеничные пироги?
Игра «Д а и нет не говори»
Физминутка
«Обведи и раскрась»
«Найди, где спрятались герои»
Палочки Кюизенера «Избушка Бабы-Яги»
Физминутка
Сложи узор «Домик»
Рассказывание сказки «Морозко»
Игра «Актер» (изобрази героя)
Сложи узор «Домик»
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
16
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Рассказывание сказки по картинке
Игра «Найди отличия»
Физминутка
Графический диктант «Собака»
«Вспомни другие сказки о зиме»
«Составь похожие слова от слова «Морозко»
Игра с Блоками Дьенеша
Физминутка
«Обведи по клеточкам»
Объясни пословицу: «Какова работа, такова и
награда»
Игра «Скажи наоборот»
Палочки Кюизенера «Девочки»
Физминутка
Сложи узор «Буква Д»
Загадки о зиме
Игра «Кто больше?»
Физминутка
Игры с Блоками Дьенеша
Подбери подходящую пословицу к сказке:
«Добро век не забудется»,
«Мир не без добрых людей»
Игра «Лабиринт»
Физминутка
Графический диктант «Конь»
Расскажи сказку по коллажу
Игра «Чего не хватает?»
Игры с Блоками Дьенеша
Физминутка
«Обведи и раскрась»
Что изменилось?»
Палочки Кюизенера
Физминутка
Продолжи узор
Рассказывание сказки Г.Х. Андерсена «Снежная
королева»
Игра «Актер» (изобрази героя)
Сложи узор «Корона»
Продолжение сказки «Снежная королева»
Игра «Горячо-холодно»
Физминутка
Графический диктант «Роза»
Игра «Скажи наоборот»
«Объяснялки» Слово «Муфта»
Игры с Блоками Дьенеша
Физминутка
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
4
17
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
«Обведи и раскрась»
«Объяснялки»: «Ледяное сердце»
Игра «Найди отличия»
Физминутка
Палочки Кюизенера «Карета»
«Продолжи узор»
Рассказывание по коллажу сказки А.С. Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Игра «Актер» (изобрази героя)
Сложи узор (цифра 7) кубики Никитина
Мнемотаблица на отрывок из сказки «Ветер,
ветер, ты могуч»
Игра «Чьи это вещи?»
Графический диктант «Зеркало»
Игра «Найди лишнее слово»
«Лабиринт»
Сложи узор «Яблоко»
«Продолжи узор»
Мнемотаблица на отрывок из сказки.
Блоки Дьенеша «Расшифруй героя»
Повтори рисунок по клеточкам
Расскажи по таблице отрывок.
Игра «Сравни героев сказки»
Палочки Кюизенера « Конь»
Игра «Подбери слово» (характеристика героя
сказки)
Сложи узор «Конь» кубики Никитина
Повтори узор по клеточкам.
Игра «Объяснялки» (устаревшие слова)
Игра «Найди отличие»
Мнемотаблица на слово «Зеркало»
Графический диктант «Собака».
Игра «Отражение»
Расскажи про зеркало.
Рамка для волшебного зеркала. Палочки
Кюизенера.
Дорисуй в зеркальном отражении по клеточкам.
Рассказывание сказки по коллажу.
Игра «Найди ошибку»
Графический диктант «Корзина для
подснежников»
Игра «Найди героя сказки»
Игра «Зашифруй героя сказки» блоки Дьенеша
Продолжи узор
Игры «Четвертый лишний»
Игра с палочками Кюизенера «12 месяцев»
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
18
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
Графический диктант. «Цифра 12»
Игра «Узнай по описанию»
Запомни стих по мнемотаблице «Подснежник»
Игра «Задание от 12 месяцев» блоки Дьенеша
Продолжи узор.
Игра «Загадай героя»
Запомни стих «Подснежник» по мнемотаблице
Загадка – задачка.
Графический диктант.
Создание коллажа по сказке.
Игра «Подарок от принцессы» блоки Дьенеша
Заполни пустые клеточки.
Игра «Лишнее слово»
Игра рассуждение «Хорошо-плохо»
Игра «Пройди лабиринт»
Повтори узор.
Расшифруй слово.
Вспомни стих по мнемотаблице.
Игра ассоциация «Название месяцев»
Дорисуй вторую половину.
Рассказывание сказки п модели.
Игра «Зашифруй героя сказки» блоки Дьенеша.
Игра «Обводилки» (Дорисуй фигуру)
«Отгадай загадку»
Запомни стих по мнемотаблице.
«Сложи узор» Птичка. Кубики Никитина.
Графический диктант.
Игра «Найди ошибку»
Расшифруй слово. (Крот)
Повтори узор по клеточкам.
Игра «Расшифруй слово» (Ласточка)
Игра «Мнемотаблица на слово ласточка.
Графический диктант.
Игра ассоциация «Подбери слово»
Сложи узор. «Платье для Дюймовочки» кубики
Никитина.
Графический диктант.
Игра «Подбери картинки» по содержанию
сказки.
Логические загадки крота.
Запомни стих по мнемотаблице.
Заполни таблицу.
Игра «Перевернутые картинки»
«Коврик для ласточки» палочки Кюизенера
Графический диктант» Ласточка.
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
19
52
53
54
55
56
57
58
59
60
Расшифруй слово»
Мнемотаблица на слово «Бабочка»
Сложи узор. «Солнышко» . Кубики Никитина
Дорисуй бабочку.
Коллаж по сказке В. Бианки «Мышонок пик»
Физ. минутка
Палочки Кюизенера «Мальчик и девочка»
Повтори рисунок по клеточкам.
Повторение сказки В. Бианки «Мышонок пик»
по коллажу.
Д/И «Лишнее слово»
Физ. минутка
Графический диктант «Лягушка»
Д/И «Найди отличия» (Жулан и чайка)
Мнемотаблица на слово «Жулан»
Физ. минутка
Загадка-задачка. Нарисуй ответ.
Д/И « Найди ошибки мышонка»
Повторение мнемотаблицы на слово «Жулан»
Физ. минутка.
Блоки Дьенеша «Лабиринты»
Д/И «Вопрос – ответ» ( Незванный гость)
Палочки Кюизенера «Коврик для мышонка»
Физ. минутка
Раскрась по алгоритму
Отгадай загадку
Мнемотаблица на слово «Сова»
Физ. минутка
Сложи узор «Сова»
Повтори узор по клеточкам
Исправь ошибку (по последовательности
событий сказки)
Мнемотаблица на слово «Сова»
Физ. минутка
Графический диктан.
«Четвертый лишний»
«Нарисуй по клеточкам» «Мышонок»
Физминутка «Стали дети все вокруг»
«Колосок» (палочки Кюзенера)
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
20
• Взаимодействие с семьей:
Родительские собрания – Сентябрь: информирование о цели и задачах
Программы; ознакомление с кратким содержанием Программы;
Открытые занятия - Декабрь; Апрель – демонстрация
достигнутых результатов;
Индивидуальные консультации - по запросу.
6. Критерии и формы оценки результатов освоения
Программы.
Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций итоговой аттестацией воспитанников.
Формами проведения педагогической диагностики являются:
- педагогическое наблюдение
- тренинги
- выполнение диагностических заданий
- анализ продуктов детской деятельности,
которые помогают определить знания, умения и навыки детей на начальном
этапе обучения по данной программе и в конце обучения по следующим
критериям:
- ассоциативное восприятие;
- зрительная память;
- слуховая память;
- логическое мышление;
- воображение;
- ориентировка на плоскости (на чистом листе);
- установление причинно-следственных связей (растительный мир и
среда произрастания, животный мир и среда их обитания);
Методика проведения.
Педагогическая диагностика проводится с детьми в естественных
условиях.
В непринужденной игровой форме ребёнку (или группе детей) предлагаются
задания, в ходе выполнения которых педагог отмечает уровень освоения
материала и отмечает его в соответствующей таблице, в которой можно
сравнить показатели на начало и на конец года у каждого ребенка.
С целью промежуточного отслеживания результатов, дважды в год (в
декабре и в апреле) проводятся открытые занятия для родителей.
Результаты
педагогической
диагностики
могут
использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования;
2) оптимизации работы с группой детей.
21
Диагностический материал.
Тесты на выявление уровня освоения данной программы:
(формирование основных мыслительных процессов)
№
1
Тест
На ассоциативное восприятие
(предлагается 15 картинок (открыток) –
догадаться, на что похоже изображение:
цветок - пуговица, гора- верблюд,
расщелина – ваза т.д.)
2
На слуховую память
(предлагается запомнить цепочку из 15
слов (произвольный набор), используя один
из способов запоминания: сюжет,
трансформация, память места, др.)
4
На логическое мышление
(используются логические цепочки,
логиконы и таблицы на поиск
закономерностей, взаимосвязей).
5
На воображение
(упражнение «дорисуй» воображаемый
предмет или целый сюжет из линий,
полукругов, контуров и т.д.)
6.
Средний
(С)
Низкий
(Н)
14 -15 шт.
10 - 13 шт.
Менее 10
шт.
4
вопроса
3
вопроса
Менее 3-х
14-15 слов
10-13 слов
Менее 10
сл.
На зрительную память
(в течение 3-х секунд рассмотреть
картинку (изображение) и ответить на 4
вопроса:
- кто изображен в центре (в верхнем
левом, правом нижнем и т.д. углу)?;
- какого цвета шарфик (бантик, галстук,
бабочка и т.д.)?;
- что находится слева (справа, между, под,
над)?;
- сколько шариков (цветов, грибов, птиц,
др. объектов) изображено на картинке?;
3
Высокий
(В )
Определяет
закономерность
находит
взаимосвязи
Выполняет
Выполняет
Не
разнообразные однообразные справился
варианты
варианты
с заданием
На умение устанавливать причинноследственные связи.
(растительный мир и среда произрастания,
животный мир и среда их обитания:
- зачем верблюду горб?
- почему у верблюжьей колючки нет
листьев?
- почему в космос нельзя полететь на
самолете?
- почему некоторые растения называют
лекарственными?
- почему снег идет зимой, а не летом? и
т.д.);
Допускает
Не может
2-3 ошибки определить
Выполняет
без ошибок
Затрудняется
с ответами на
Допускает
вопросы,
2-3 ошибки
допускает
более 3-х
ошибок
22
Условные обозначения:
высокий уровень - В
средний уровень - С
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Общий показатель
низкий уровень - Н
ИТОГОВЫЙ
ПОКАЗАТЕЛЬ
Установление
причинноследственных
связей
Ориентиров. на
плоскости с
клеточ. основой
Воображение
Начало года
Логическое
мышление
Слуховая
память
Зрительная
память
Ассоциативное
восприятие
ИТОГОВЫЙ
ПОКАЗАТЕЛЬ
Установление
причинноследственных
связей
Ориентиров. на
плоскости с
клеточ. основой
Воображение
Ф.И.
Ребенка
Логическое
мышление
Слуховая
память
№
Зрительная
память
Ассоциативное
восприятие
Результаты диагностики детей, обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе
«Интеллектуальное развитие дошкольников» (обучение на основе эйдо-рацио-мнемотехники)
за 20 -20 уч. год
Конец года
7. Список литературы
1. Воскобович В. В., Харько Т. Т., Балацкая Т. И. Игровая технология
интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет
«Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
2. Воскобович В. В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …
» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
3. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей.
- Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
4. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для
воспитателей детских садов. Авт. -сост. З. А. Михайлова и др. СПб. : «Детствопресс», 2010 г.
5. Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.
6. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.
7. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПб «Детство – Пресс», 2004.
8. Смоленцова А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для
маленьких детей. СПб. «Детство – Пресс»: 2004
9. Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с
цветными счётными палочками Кюизенера. - ООО «Корвет»: СПб, 2003.
10. Б. Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
11. Б. Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
12. Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
13. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические
игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое
пособие. 2011 г.
14. Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М.,
1990 г.
15. Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные
лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
16. Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.
24
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 86 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Ляцевич Наталия Леонидовна, Заведующий
18.09.25 14:22 (MSK)
Сертификат D70B9F17295590A54BC98F75CA3C0A61