Программа дополнительного образования Маленький интеллектуал (5 - 6 лет)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга
Адрес: Богатырский проспект, д.36/2. Тел./факс: 341-70-85
Сайт: 86spb.tvoysadik.ru Электронная почта: primdou-86@yandex.ru

Принято:
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада №86
Приморского района Санкт-Петербурга
Протокол №1 от 29.08.2025

Утверждаю:
Заведующий ГБДОУ детский сад №86
Приморского района Санкт-Петербурга
______________________Н.Л. Ляцевич
Приказ №55/1 от 18.09.2025

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Маленький интеллектуал»
Возраст учащихся 5 – 6 лет
Срок реализации – 1 год

Разработчик программы:
Педагог доп. образования
Вередин Н.В..

Санкт-Петербург
2025г

Содержание
1
1.1.
1.1.1
1.1.2
1.1.3.
1.1.4
1.1.5
1.1.6
1.1.7
1.2.
1.2.1.
1.2.2.
1.2.3
1.2.4
1.2.5
1.3.
2.
3.
4.
4.1
4.1.1
4.1.2
4.1.3
4.1.4
4.1.5.
4.1.6.
4.1.7.
4.1.8.
5
6.
7.

Пояснительная записка
Основные характеристики Программы:
Направленность Программы
Актуальность Программы
Педагогическая целесообразность Программы
Отличительные особенности Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Адресат Программы
Цель и задачи Программы
Условия реализации Программы:
Условия набора и формирования групп
Формы и методы реализации Программы
Структура совместной образовательной деятельности
Материальное обеспечение Программы
Методическое обеспечение Программы
Планируемые результаты освоения Программы
Учебный план по реализации Программы
Календарный учебный график по реализации Программы
Рабочая программа.
Содержание образовательной деятельности по разделам
Программы для детей 5-6 лет:
Раздел 1.по мотивам сказки «Хаврошечка»
Раздел 2. по мотивам сказки «Сивка-Бурка».
Раздел 3. по мотивам сказки «Серебряное копытце ».
Раздел 4. по мотивам сказки «Школа Снеговиков».
Раздел 5. по мотивам сказки «Жили-были ежики».
Раздел 6. по мотивам сказки «Карлсон, который живет накрыше».
Раздел 7. по мотивам сказки «Долина Мумми-тролей».
Раздел 8. по мотивам сказки «Цветик-семицветик».
Календарно-тематическое планирование по Программе для
детей 5-6 лет
Критерии и формы оценки результатов освоения Программы
Список литературы

3
3
3
3
4
4
5
5
5
6
6
7
7
8
8
9
9
11
12
12
12
13
13
13
13
14
14
14
15
21
24

2

1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Маленький интеллектуал» разработана в
соответствии с Федеральным
Законом об образовании от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании с
Российской Федерации» (ред. От 23.05.2025), Приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»,
Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга,
находящихся в ведении Комитета по образованию (Распоряжение КО от
01.03.2017 № 617-р).
Основные характеристики Программы.
1.1.1. Направленность Программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
Программа
«Маленький
интеллектуал»
имеет
социально-педагогическую
направленность, и способствует всестороннему интеллектуальному развитию
дошкольников 5-6 лет.
Она позволяет не только расширить количество определенных представлений у
детей, но и сформировать у них качественные мыслительные способности:
память, внимание, воображение, мышление.
Применяемые технологии позволяют подобрать индивидуальный «ключ»
запоминания и обработки информации каждому ребенку с учетом его
индивидуальных особенностей мышления и выработать у него рациональные
приемы обработки получаемой информации.
1.1.

1.1.2. Актуальность Программы.
Раннее развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного
возраста является актуальной проблемой современности. Основа интеллекта
человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В
дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции,
обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к
логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
Особое значение развития интеллектуальных способностей определяется
быстрым и неуклонным развитием науки и техники. Повышаются требования к
умственному воспитанию подрастающего поколения.
Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании
творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих
работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к
изменяющимся условиям.
Кроме того, детский сад выполняет важную функцию в подготовке детей к
школьному обучению. Общеизвестный факт, что готовность к школьному
обучению – многокомпонентное образование, включающее пять отдельных
сторон: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и
3

социально-психологическую. Интеллектуальная готовность предполагает
формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в
частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную
цель деятельности.
Существующие школьные программы, их усвоение потребуют от ребенка
умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы,
т.е. достаточно развитых познавательных процессов. Эти объективные факторы
указывают на то, что проблема развития интеллектуальных способностей важна
и требует особого внимания, а развитие интеллекта ребенка необходимо
начинать как можно раньше.
Данная программа соответствует государственной политике, удовлетворяет
образовательные потребности детей и родителей.
1.1.3. Педагогическая целесообразность Программы
Педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что в
последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и
образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает
увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность
индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы
предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка,
запоминание и воспроизведения мнемотаблиц, упражнения на развитие
слуховой, зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги, поиск
закономерности и т.д. Дошкольники учатся самостоятельно кодировать
информацию, занося её в мнемодорожки и мнемотаблицы, объясняя свои
действия. Это заставляет детей строить умозаключения, что способствует
развитию мышления и речи.
1.1.4. Отличительные особенности Программы
Данная программа основана на ФГОС ДО, методических разработках ряда
авторов:
В. В. Воскобович «Развивающие игры Воскобовича», М. Монтессори «
Развивающие игры», «Интеллектуальные игры Никитиных», З. Дьенеша,
В.П.Новикова ,Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера» . Для работы с детьми 3-7 лет.
В основе программы лежит система постоянно усложняющихся
развивающих игр познавательных заданий. Игры сопровождаются сказочным
сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнения,
анализ, классификацию, обобщение, понимание математических терминов и
моделирование. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую
деятельность в зоне оптимальной трудности. Деятельность детей в кружке
направлена на развитие интеллектуально-творческих способностей и
приобретение новых знаний за пределами основной программы дошкольного
образования.
Распределение программного содержания представляет собой систему,
предопределяющую интенсивное развитие у детей внимания, памяти,
воображения, речи, а также умений для решения логических задач – это умение
4

выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно
обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно,
одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум,
трем свойствам с учетом каждого. Интегративно осуществляется
предматематическая подготовка, ознакомление с окружающим миром,
развиваются речь, изобразительное и конструктивные умения, что способствует
творческому развитию личности дошкольника.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
развития детей и разной степени их подготовки.
Формы занятий:
- занятие – игра;
- викторина (в случае проверки полученных знаний)
Методы организации учебно-воспитательного процесса:
- словесные;
- наглядные;
- работа по образцу;
- опытно-эксперементальная деятельность;
- Самостоятельная работа
1.1.5. Принципы и подходы к формированию Программы.
Основными принципами к формированию и реализации Программы
являются следующие:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
- реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей
дошкольного возраста, прежде всего, в форме игры;
- создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в
соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями;
- принцип систематичности и последовательности («от легкого к трудному»,
«от простого к сложному обучению);
- принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и четких
образов и представлений в сознании дошкольников;
- принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого
материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и
частями, в соответствии с возрастными особенностями;
При разработке Программы учитывался личностный подход к
формированию индивидуального развития каждого ребенка.
1.1.6. Адресат Программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы соответствует
возрасту 5 – 6лет (Старшая группа)
1.1.7. Цель и задачи Программы
Цель Программы: Формирование творческих, интеллектуальных
способностей, коммуникативных навыков, умений действовать по правилам как
5

необходимых предпосылок к школьному обучению в процессе освоения
развивающих игр.
Задачи Программы:
Обучающие:
• расширение общего кругозора детей, пополнение словарного запаса
• формирование приемов умственной деятельности: сравнение, обобщение,
классификация, анализ, аналогия, синтез.
Развивающие:
• развитие восприятия (сенсорное) логического мышления, произвольного
внимания, памяти
• развитие речи, умение делать выводы, анализировать, аргументировать ев
высказывания
• развитие наблюдательности, воображения, творческого начала,
направленной фантазии
• развитие графических навыков, мелкой моторики рук.
• развитие математических представлении детей на элементарном уровне
через приемы сравнения, обобщения, классификации и смыслового
соотнесения.
Воспитательные:
• выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями
• взаимодействие с семьей, направленное на гармоничное развитие
личности путем индивидуального подхода к каждому ребенку.
1.2.

Условия реализации Программы.

1.2.1. Условия набора и формирование групп.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы: 5 - 6 лет;
Наполняемость групп - до 10 - 12 человек.
Срок обучения по Программе - 1 год. Общее количество часов – 60 час.
Процесс обучения осуществляется в подгруппах.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия с детьми 5х -6 лет – 25 минут.
Условия приема в группу:
- достижение ребенком указанного возраста;
- желание родителей и оформление ими соответствующей документации
(договор).
Диагностический этап при наборе детей в группу отсутствует. В
соответствии с возрастной категорией, дети могут быть зачислены в группы
первого и второго года обучения.
1.2.2. Формы и методы реализации Программы.
6

Форма обучения – специальное организованные занятия, которые проводятся
два раза в неделю в течение учебного года в соответствии с годовым
календарным учебным графиком;
Форма организации деятельности детей на занятии – индивидуальноподгрупповая;
Форма проведения занятий – занятие-игра;
Методы реализации Программы:
словесные:
- устное изложение материала;
- беседа; обсуждение игровых сюжетов, проблемных ситуаций;
- словесные игры и упражнения;
наглядные:
- демонстрация коллажей, иллюстраций, открыток, мнемотаблиц, карточек,
логических цепочек, игрушек и т.д.;
- работа по таблицам на переключение внимания;
- заучивание стихотворений с опорой на мнемотехнику;
практические:
- конструирование с использованием счетных палочек;
- воспроизведение мнемотаблиц;
- штриховки;
- графические диктанты (лабиринты);
специальные методы для запоминания информации:
- крокирование (рисуночное письмо) загадок, коротких стихов, понятий;
- метод трансформации (превращения);
- метод Цицерона (память места);
- сюжетный метод (придумывание сюжета);
С детьми дошкольного возраста задания и упражнения выполняются
исключительно в игровой форме. Полностью исключается негативная оценка
действий и результатов ребенка, максимально поощряется фантазия и
творческий подход.
1.2.3. Структура совместной образовательной деятельности
1.Настройка на образовательную деятельность (упражнение на воображение);
2.Упражнения на развитие слуховой памяти – запоминание цепочки слов с
помощью одного из методов (сюжет, трансформация, ассоциации, метод Цицерона,
открытки парами, развитие образа);

3. Работа по развитию речи, познавательных действий, ознакомлению с
окружающим миром, расширению кругозора (использование коллажей и другого
иллюстративного материала по реализации разделов Программы);
4. Физкультминутка (разучивание коротких стихов с опорой на движение);

5. Дидактические игры и упражнения на развитие внимания, памяти,
логического мышления (логические цепочки, логиконы, таблицы на поиск
закономерностей, исключение лишнего, таблицы кратковременного предъявления и т.д.);

6. Ассоциативный тренинг на внимание, ориентировку в пространстве (справа,
слева, между, под, над) - упражнение «игрушки на столе»;
7. Работа с мнемотаблицей (запоминание и воспроизведение);
7

1.2.4. Материальное и кадровое обеспечение Программы
Для реализации данной программы имеется следующее материальное
обеспечение:
- помещение – кабинет для проведения дополнительной образовательной
деятельности находится на первом этаже, отвечает санитарно-гигиеническим
требованиям. Кабинет имеет естественное освещение.
Стены покрашены
водоэмульсионной краской светлых тонов, на полу линолеум, высота потолка –
4 метра.
Кабинет оборудован детскими столами и стульями (по количеству детей),
имеется также стол и стул для педагога, магнитная доска, шкаф для хранения
методических пособий.
Требования к педагогу:
- кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий курсы
повышения квалификации по программе дополнительного образования.
1.2.5. Методическое обеспечение Программы
1. Маски героев сказок.
2. Логические блоки Дьенеша
3. Развивающие кубики «Сложи узор»
4. Развивающая игра «Танграмм»
5. Пальчиковые куклы.
6. Развивающая игра «Палочки Кюизенера»
7. Иллюстрации к сказкам.
8. Канцелярские принадлежности.
9. Плоскостные наборы на героев сказок.
10. Картотека стихов к сказкам.
11. Картотека загадок к сказкам.
12. Модели, схемы, алгоритмы.
13. Сюжетные картинки по сказкам.
14. Коллажи, мнемотаблицы по сказкам.
15. Картотека графических диктантов
16. Картотека ребусов.

8

1.3.

Планируемые результаты освоения Программы

К
концу
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе для детей 5-6 лет «Маленький интеллектуал»,
дети могут:
Предметные:
- владеть мнемотехническими приемами запоминания: трансформацией,
сюжетным методом, методом логических цепочек, методом Цицерона (память
места), методом ассоциаций;
- кодировать информацию с помощью рисунков, знаков, символов для более
удобного и быстрого запоминания информации;
- запоминать и воспроизводить мнемотаблицы, используя разные методы
запоминания;
- рассказывать стихи с опорой на мнемотаблицы;
- решать логические примеры;
- делать умозаключения на основе логических рассуждений, сравнения и
анализа;
- продолжать заданную закономерность;
- уметь концентрировать внимание, распределять и переключать его;
- иметь первоначальные представления о единстве природы, взаимосвязях
растений и животных с окружающей природной средой;
Личностные:
- проявлять устойчивый интерес к играм интеллектуального характера;
- проявлять любознательность и сообразительность;
- иметь целостное представление об окружающем мире и проявлять бережное
к нему отношение;
- проявлять интерес к слову, собственной речи и речи окружающих;
- иметь развитые эмоционально-волевые качества и коммуникативные навыки;
- выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать,
сопереживать;
- высказывать свое отношение к происходящему;
- использовать навык самооценки и самоконтроля;
Метапредметные:
- пользоваться приемами мнемотехники при запоминании любой информации;
- самостоятельно решать доступные творческие и поисковые задачи:
занимательные, практические, игровые, задачи на сообразительность;
- применять логическое мышление, воображение, фантазию, ассоциативное
восприятие при запоминании и воспроизведении необходимой информации;
- устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы,
логические умозалючения;
- проявлять выдержку, самостоятельность, инициативность, способность к
волевым усилиям;

2. Учебный план по реализации Программы для детей 5-6 лет.
Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы для детей 5 - 6 лет «Маленький интеллектуал»
9

является нормативным документом, регламентирующим организацию
дополнительной образовательной деятельности в ГБДОУ детский сад №86 с
учетом
учебно-методического, кадрового и материально-технического
оснащения.
Основной задачей планирования является регулирование объема
образовательной нагрузки. Работа с детьми по реализации Программы
осуществляется во второй половине дня.
Количество и продолжительность образовательной деятельности
устанавливается в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21.
В старшей группе (от 5 до 6 лет) занятия проводятся два раза в неделю,
продолжительность одного занятия – 25 минут.
В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную
деятельность, проводятся физкультурные минутки.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
-принцип развивающего образования;
-принцип научной обоснованности и практической применимости;
-принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач;
- принцип интеграции реализуемых разделов в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- построение образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей
дошкольников;

№

1

2

3

4

Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Маленький интеллектуал»
Наименование разделов
Количество часов
Формы
Программы/темы
всего теория практи контроля
ка
По мотивам сказки «Хаврошечка»
8
1
7
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
По мотивам сказки «Сивка-бурка»
8
1,5
6,5
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
По мотивам сказки «Серебряное
8
1
7
Наблюдение
копытце»
Беседа
Анализ
детских работ
По мотивам сказки «Школа
4
0,5
3,5
Наблюдение
снеговиков»
Беседа
Анализ
детских работ
10

5

По мотивам сказки «Жили-были
ёжики»

8

1

7

6

По мотивам сказки «Карлсон, который
живет на крыше»

8

1,5

6,5

7

По мотивам сказки «Долина Мумитроллей»

8

1

7

8

По мотивам сказки «Цветиксемицветик»

8

1

7

Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ

Возрастные образовательные нагрузки к учебному плану по реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Маленький интеллектуал»
Дополнительная образовательная
деятельность

Образовательная нагрузка
Старшая группа
25 минут

Длительность одного занятия в минутах

2

Количество занятий в неделю

50 минут

Количество минут в неделю
Количество занятий в год
(с 1 октября по 30 апреля)

60

3.Календарный учебный график
Год
обучения

1 год
обучения

Дата начала
Дата
обучения по окончания
Программе обучения по
Программе

01.10.25г

30.04.25

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

28

60 часов

Режим занятий

2 раза в неделю
по 25 минут
Время занятий:

16.00-17.00

11

4. Рабочая программа
Дети 5-6 лет знакомятся с развивающими играми и приемами мнемотехники.
Учатся использовать их для обработки информации: восприятию, запоминанию и
воспроизведению.
Игровые упражнения и тренинги развивают у детей зрительную, слуховую,
двигательную и другие виды памяти; тренируют способность переключаться с
одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать
его объем.
В ходе реализации разделов программы: По мотивам сказки «Хаврошечка»,
По мотивам сказки «Сивка-бурка», По мотивам сказки «Серебряное копытце», По
мотивам сказки «Школа снеговиков», По мотивам сказки «Жили-были ёжики», По
мотивам сказки «Карлсон, который живет на крыше», По мотивам сказки «Долина
Муми-троллей», По мотивам сказки «Цветик-семицветик», у детей расширяется
кругозор, формируются основные мыслительные процессы: внимание, память,
мышление, воображение. Они знакомятся с разнообразием дидактических игр и
упражнений на развитие мышления, приемами их запоминания, учатся решать
игровые занимательные задачи: что лишнее, что общего, поиск закономерности,
исключение лишнего и т.д. С помощью приёмов мнемотехники дети овладевают
различными способами
умственной деятельности: умением сравнивать,
анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные
связи.
Программа предполагает широкое использование иллюстративного,
демонстрационного материала; методических пособий, дидактических игр,
таблиц, коллажей, мнемотаблиц.
4.1. Содержание образовательной деятельности по разделам Программы.
4.1.1. Раздел 1. По мотивам сказки «Хаврошечка»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки,
стихотворения, загадки («Хаврошечка», «Хитрый ежик», «Яблоко») с
использованием коллажа.
Учить преобразовывать символы в образы,
замещать образы геометрическими фигурами, кодировать информацию в
мнемотаблицу. Знакомство с разнообразием дидактических игр и упражнений
на развитие мышления (логические цепочки, логиконы, логические примеры и
др.), объяснение приемов для их запоминания. Ознакомление с упражнениями
на концентрацию внимания, знакомство с таблицами на распределение и
переключение внимания.
Практика: практическая работа по перекодированию содержания сказок
в мнемотаблицы. Использование сюжета и героев сказок в логических
цепочках.
Практическая работа по решению игровых занимательных задач по развитию
мышления, памяти, внимания с помощью дидактических игр и упражнений: что
лишнее, что общего, найди закономерность, лабиринты на плоскости, игрушки,
открытки парами, переключение и распределение внимания; игровые здания на
развитие логики: поиск закономерностей и логики взаимосвязей.
12

4.1.2. Раздел 2. По мотивам сказки «Сивка-бурка»
Теория: повторение и закрепление изученных приемов запоминания на
основе сказок. Обучение детей последовательному рассказыванию
стихотворения «Лошадка».
Практика: практическое выполнение упражнений: логическая цепочка,
распределение/переключение внимания, «игрушки парами», исключение
лишнего. Воспроизведение по памяти мнемотаблицы «Сивка-бурка».
Упражнения на исключение лишнего (собака, кошка, стул), нахождение общего.
Воспроизведение мнемотаблиц с помощью «ключа» для запоминания.
Выкладывание «тележки» из палочек Кюзенера. Графические упражнения на
ориентацию в пространстве.
4.1.3. Раздел 3. По мотивам сказки «Серебряное копытце»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки,
стихотворения, повторение и закрепление изученных приемов запоминания на
основе сказок. Обучение детей последовательному рассказыванию
стихотворения «Детство». Знакомство с дидактической игрой «Сложи узор» на
развитие мышления и внимания.
Практика: практическая работа по коллажу к сказке «Серебряное копытце»,
Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Детство», графический диктант
«Козлик», «Девочка», практическое упражнение на развитие моторики и
тактильных ощущений «Волшебный сундучок», дидактическая игра «Сложи
узор» (варежка), ориентировка на листе бумаги (лабиринт)
4.1.4. Раздел 4. По мотивам сказки «Школа снеговиков»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки,
стихотворения, повторение и закрепление изученных приемов запоминания на
основе сказок. Разбор схем для конструирования из палочек Кюзенера и
счетных палочек (санки, снежинки для Снегурочки)
Практика: практическая работа по коллажу к сказке «Школа снеговиков»,
Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Встреча зимы», практическая
работа по развитию графических навыков (лабиринт «Проведи снеговиков»,
штриховка «Варежка», «Снеговик»), дидактическая игра «Сложи узор»
(фонарик).
4.1.5. Раздел 5. По мотивам сказки «Жили-были ёжики»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки,
стихотворения «Жили-были ежики», «Зима – колдунья», «Кто зимует в лесу»
повторение и закрепление изученных приемов запоминания на основе сказок.
Знакомство с дидактической игрой и упражнением на развитие мышления и
внимания. Знакомство с таблицами на распределение и переключение
внимания.
Практика: практическая работа по перекодированию содержания сказок
в мнемотаблицы. Использование сюжета и героев сказок в логических
цепочках.
Практическая работа по решению игровых занимательных задач («Парные
картинки», «Засели домики», «Собери картинку»). Практическая работа по
13

развитию графических навыков (заяц, «Кто где спрятался»). Работа с игрой –
головоломкой квадрат Воскобовича (ежик).
4.1.6. Раздел 6. По мотивам сказки «Карлсон, который живет на крыше»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки,
стихотворения «Карлсон, который живет на крыше», «Подарок для мамы», разбор
схем для составления узоров, преобразовывание символов в образы, замещение
образов геометрическими фигурами, кодирование информации в мнемотаблицу.
Практика: практическая работа по перекодированию содержания сказок в
мнемотаблицы, практическое выполнение упражнений: логическая цепочка,
распределение/переключение внимания, «четвертый лишний», исключение
лишнего. Воспроизведение по памяти мнемотаблицы «Подарок для мамы»,
дидактическая игра «Сложи узор» (сапог). Практическая работа по развитию
графических навыков (поезд, торт)
4.1.7. Раздел 7. По мотивам сказки «Долина Мумми- троллей»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки «Долина
Мумми- троллей», расширение представлений детей о характерных изменениях
в природе весной с помощью мнемотаблицы «Весна пришла», повторение и
закрепление изученных приемов запоминания при помощи коллажа «Что
изменилось?»
Практика: практическая работа по перекодированию содержания сказок в
мнемотаблицы,
практическое
выполнение
упражнений:
распределение/переключение внимания «Весна пришла», «Чудо-дерево»,
Работа с игрой – головоломкой квадрат Воскобовича (лодочка). Практическая
работа по развитию графических навыков («нарисуй такой же узор»).
Выкладывание из палочек Кюзенера (платье для Снорк)
4.1.8. Раздел 8. По мотивам сказки «Цветик-семицветик»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию по мнемотаблице и
коллажу
сказки,
стихотворения
«Цветик-семицветик»,
«Космонавт».
Расширение представлений детей о космосе и космических объектах.
Практика: упражнение на развитие слуховой памяти, упражнение на
развитие зрительной памяти (найди отличия). Работа по таблице на
переключение внимания, отработка конструкторских навыков. Воспроизведение
тематической мнемотаблицы. Развитие графических навыков (кубики)

14

5. Календарно-тематическое планирование

№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Дата
проведения
занятия
Плани Факти
руемая ческая

Раздел. Тема занятия

Рассказывание сказки «Хаврошечка» с
использованием коллажа
Физминутка «Девочки и мальчики»
«Найди отличия»
«Путаница»
«Нарисуй узор по памяти»
Физминутка «Девочки и мальчики»
«Помоги Хаврошечке» (блоки Дьенеша)
Танграм «Девочка»
Мнемотаблица по сказке
Лабиринт «Проведи Хаврошечку»
Физминутка «Девочки и мальчики»
«Продолжи ряд»
Стих «Хитрый ежик»
«Чудо дерево»
Физминутка «Солнышки»
«Что лишнее?»
Мнемотаблица на загадку «Яблоко»
Графический диктант «Корова»
«Найди заплатку»
«Волшебный мешочек» (отгадай на ощупь)
Физминутка «Девочки и мальчики»
«Кто позвал»
Коллаж по сказке
«Платье для девочки» (палочки Кюзенера)
Стих «Хитрый ежик»
Физминутка «Девочки и мальчики»
«Дорисуй, на что похоже»
«Разрезные картинки» (сюжет сказки)
Графический диктант «Продолжи узор»
Физминутка «Девочки и мальчики»
«Помоги девочке» (блоки Дьенеша)
Рассказывание сказки «Сивка-Бурка» с
использованием коллажа
Физминутка «Веселая зарядка»
«Парные картинки»
Колумбово яйцо «Лошадь»
«Найди по описанию»

Часы по
разделам

по программе «Маленький интеллектуал»
на 2025 -2026 учебный год
Всего
часов

1

1

1

1

1

8

1

1

1

1

1
15

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Графический диктант «Грибы»
Физминутка «Веселая зарядка»
«Сложи узор» (фонарик) кубики Никитина
«Подарок царевне» (палочки Кюзенера)
Графический диктант «Мухомор»
Физминутка «Веселая зарядка»
Мнемотаблица на загадку «Грибы»
«Найди ошибку»
Лабиринт «Помоги Ивану добраться до
царевны»
Физминутка «Веселая зарядка»
«Чего не хватает» (блоки Дьенеша)
Загадай сказочный предмет (блоки Денеши)
Физминутка «Веселая зарядка»
Стих по мнемотаблице «Лошадь»
«Вспомни и нарисуй»
Квадрат Воскобовича «Туфелька»
«Путаница»
Физминутка «Это легкая забава»
«Что изменилось?»
Мнемотаблица по сказке
Физминутка «Это легкая забава»
Танграм «Лошадка»
«Нарисуй узор по памяти»
Стих по мнемотаблице «Лошадь»
«Тележка» (палочки Кюизенера)
Физминутка «Это легкая забава»
Графический диктант «Лошадь»
Рассказывание сказки «Серебряное копытце» с
использованием коллажа
Физминутка «Я мороза не боюсь»
«Волшебный сундучок» (узнай на ощупь)
«На что похоже?»
Коллаж на внимание по сказке
Графический диктант «Козлик»
Физминутка «Я мороза не боюсь»
«Чего не хватает?»
«Найди отличия»
«Сложи узор» Кубики Никитина
Физминутка «Я мороза не боюсь»
«Продолжи узор»
«Я начну, а ты продолжи»
«Помоги Найденке» (блоки Дьенеша)
Физминутка «Я мороза не боюсь»
«Дорисуй картинку»
Стих по мнемотаблице «Детство»

1

1

8
1

1

1

1

1

1
1

8
1

1
16

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

«Сложи узор» (варежка)
Физминутка «Вверх рука и вниз рука»
«Подбери пару»
«Найди 10 отличий»
«Повтори рисунок по клеточкам»
Физминутка «Вверх рука и вниз рука»
«Укрась платочек для Найденки» (палочки
Кюизенера)
Лабиринт «Проведи Кокованю»
«Узнай по силуэту»
Физминутка «Вверх рука и вниз рука»
Графический диктант «Девочка»
Стих по мнемотаблице «Детство»
Графический диктант «Кто спрятался»
Физминутка «С кочки на кочку»
«Сложи узор» кубики Никитина
Рассказывание сказки «Школа снеговиков»
Физминутка «Снеговик»
Составление коллажа по сказке.
«Разноцветные странички» (блоки Дьенеша)
Мнемотаблица на стихотворение «Встреча
зимы»
«Узнай на ощупь» (тактильные дощечки)
Физминутка «Снеговик»
«Выложи из палочек» (санки)
Мнемотаблица на стихотворение «Встреча
зимы»
Физминутка «Снеговик»
«Сложи узор» кубики Никитина
Лабиринт «Проведи Снеговика»
«Найди отличия»
«Снежинки для Снегурочки» (палочки
Кюизенера)
Физминутка «Снеговик»
Штриховка фигур по заданию
Рассказывание сказки «Жили-были ёжики» по
коллажу
Коллаж «Кто зимует в лесу»
Квадрат Воскобовича «Ёжик»
Лабиринт «Проведи ёжика в гости»
«На что похоже?»
Физминутка «Серый ежик»
«Угощение» (палочки Кюизенера)
Мнемотаблица по сказке
«Нарисуй по клеточкам» (заяц)

1

1

1

1

1
4

1

1

1

1

1
17

Физминутка «Серый ежик»

32

33

34

35

36

37

38

39

40

«Парные картинки»
Мнемотаблица на стихотворение «Зима —
колдунья»
«Найди заплатку»
Физминутка «Серый ежик»
«Засели домики»
«Найди отличия»
«Сложи узор» (лиса)
Физминутка «Серый ежик»
Графический диктант «Ёжик»
«Разложи по порядку»
Мнемотаблица на стихотворение «Зима —
колдунья»
Физминутка «Летят снежинки»
Графический диктант « Заяц»
Коллаж «Кто зимует в лесу»
«Дорисуй на что похоже»
Физминутка «Белый заинька сидит..»
«Кто где спрятался?»
Расскажи сказку по мнемотаблице
Физминутка «Белый заинька сидит..»
«Собери картинку»
Рамки вкладыши
Рассказывание отрывков из сказки «Карлсон,
который живет на крыше» с использованием
коллажа
Физминутка «Вы достать хотите крышу»
«Помоги Карлсону» (блоки Дьенеща)
Графический диктант «Зонтик»
Продолжение сказки
«Продолжи узор»
Физминутка «Вы достать хотите крышу»
«Скатерть для фрекен Бок» (палочки Кьюзенера)
Продолжение сказки
Мнемотаблица на стихотворение «Подарок для
мамы»
Физминутка «Вы достать хотите крышу»
Коллаж на внимание по сказке
«Путаница»
Продолжение сказки
«Найди и обведи»
Физминутка «Вы достать хотите крышу»
«Сложи узор» (конфеты для Карлсона)

1
8

1

1

1

1

1

1

1

8

1

18

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

«Нарисуй узор по памяти»
Мнемотаблица по сказке
«День рождения Малыша» (блоки Дьенеша)
Физминутка «Вы достать хотите крышу»
«Нарисуй по клеточкам» (торт)
Мнемотаблица на стихотворение «Подарок для
мамы»
Физминутка «Головою три кивка»
«Продолжи ряд»
«Четвертый лишний»
Лабиринт «Проберись по крышам»
Мнемотаблица на загадку «Пирожок»
Физминутка «Головою три кивка»
«Нарисуй по клеточкам» (Поезд)
Мнемотаблица по сказке
Загадки «Доскажи словечко»
Физминутка «Головою три кивка»
«Сложи узор» (Сапог)
Рассказывание сказки «Шляпа волшебника» по
мнемотаблице
Физминутка «Чтобы сильным стать и ловким!
Графический диктант «Шляпа»
Продолжение сказки
«Найди украшение для Снорк» (блоки Дьенеша)
Физминутка «Чтобы сильным стать и ловким!
Лабиринт «Проведи Мумми Троля»
«Что лишнее?»
Продолжение сказки
«Подбери ключик к сумочке Мумми мамы»
Физминутка «Чтобы сильным стать и ловким!
Коллаж на внимание «Что изменилось?»
«Помоги Тофсле и Вивсле» (блоки Дьенеша)
Мнемотаблица на стихотворение «Весна
пришла»
Физминутка «Чтобы сильным стать и ловким!
«Найди отличия»
«Сложи картинку» (по сказке)
«Соедени по точкам» (шляпа волшебника)
«Платье для Снорк» (палочки Кьюзенера)
Физминутка «Чтобы сильным стать и ловким!
«Переплеты для Мумми папы» (найди пару)
Мнемотаблица на стихотворение «Весна
пришла»
Физминутка «Это легкая забава»
Квадрат Воскобовича «Лодочка»
Геоконт

1

1

1

1

1

1

1
8
1

1

19

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

«Разложи правильно»
«Продолжи ряд»
Физминутка «Чтобы сильным стать и ловким!
«Расставь по памяти»
Мнемотаблица по сказке
«Чудо дерево»
Физминутка «Чтобы сильным стать и ловким!
«Нарисуй такой же узор»
Рассказывание сказки «Цветик-семицветик» по
коллажу
Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»
Мнемотаблица по сказке
«Собери картинку» (разбитая ваза)
Коллаж на внимание по сказке
Графический диктант «Цветы»
Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»
«Сложи узор» (цветок)
«Горячо — холодно»
«Магазин» (назови одним словом)
Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»
Выложи из палочек (ракета)
Мнемотаблица на стихотворение «Космонавт»
Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»
«Найди отличия»
«Нарисуй по клеточкам» (Кубики)
«Загадочная коробочка» (угадай предмет на
ощупь)
Физминутка «Стали дети все вокруг»
Мнемотаблица по сказке
«Помоги Жене» (блоки Дьенеша)
Мнемотаблица на стихотворение «Космонавт»
Физминутка «Стали дети все вокруг»
«Сложи узор» (ваза)
«Домино» (блоки Дьенеша)
Танграм «Ворона»
«Найди отличия»
Физминутка «Стали дети все вокруг»
Мнемотаблица на загадку «Баранки»
«Четвертый лишний»
«Нарисуй по клеточкам» «Мальчик»
Физминутка «Стали дети все вокруг»
«Цветик-семицветик» (палочки Кюзенера)

1

1

1

1

1

1
8
1

1

1

1

20

• Взаимодействие с семьей:
Родительские собрания – Сентябрь: информирование о цели и задачах
Программы; ознакомление с кратким содержанием Программы;
Открытые занятия - Декабрь; Апрель – демонстрация
достигнутых результатов;
Индивидуальные консультации - по запросу.

6. Критерии и формы оценки результатов освоения
Программы.
Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций итоговой аттестацией воспитанников.
Формами проведения педагогической диагностики являются:
- педагогическое наблюдение
- тренинги
- выполнение диагностических заданий
- анализ продуктов детской деятельности,
которые помогают определить знания, умения и навыки детей на начальном
этапе обучения по данной программе и в конце обучения по следующим
критериям:
- ассоциативное восприятие;
- зрительная память;
- слуховая память;
- логическое мышление;
- воображение;
- ориентировка на плоскости (на чистом листе);
- установление причинно-следственных связей (растительный мир и
среда произрастания, животный мир и среда их обитания);
Методика проведения.
Педагогическая диагностика проводится с детьми в естественных
условиях.
В непринужденной игровой форме ребёнку (или группе детей) предлагаются
задания, в ходе выполнения которых педагог отмечает уровень освоения
материала и отмечает его в соответствующей таблице, в которой можно
сравнить показатели на начало и на конец года у каждого ребенка.
С целью промежуточного отслеживания результатов, дважды в год (в
декабре и в апреле) проводятся открытые занятия для родителей.
Результаты
педагогической
диагностики
могут
использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования;
2) оптимизации работы с группой детей.
21

Диагностический материал.
Тесты на выявление уровня освоения данной программы:
(формирование основных мыслительных процессов)
№

1

Тест

На ассоциативное восприятие
(предлагается 15 картинок (открыток) –
догадаться, на что похоже изображение:
цветок - пуговица, гора- верблюд,
расщелина – ваза т.д.)

2

На слуховую память
(предлагается запомнить цепочку из 15
слов (произвольный набор), используя один
из способов запоминания: сюжет,
трансформация, память места, др.)

4

На логическое мышление
(используются логические цепочки,
логиконы и таблицы на поиск
закономерностей, взаимосвязей).

5

На воображение
(упражнение «дорисуй» воображаемый
предмет или целый сюжет из линий,
полукругов, контуров и т.д.)

6.

Средний
(С)

Низкий
(Н)

14 -15 шт.

10 - 13 шт.

Менее 10
шт.

4
вопроса

3
вопроса

Менее 3-х

14-15 слов

10-13 слов

Менее 10
сл.

На зрительную память
(в течение 3-х секунд рассмотреть
картинку (изображение) и ответить на 4
вопроса:
- кто изображен в центре (в верхнем
левом, правом нижнем и т.д. углу)?;
- какого цвета шарфик (бантик, галстук,
бабочка и т.д.)?;
- что находится слева (справа, между, под,
над)?;
- сколько шариков (цветов, грибов, птиц,
др. объектов) изображено на картинке?;

3

Высокий
(В )

Определяет
закономерность
находит
взаимосвязи

Выполняет
Выполняет
Не
разнообразные однообразные справился
варианты
варианты
с заданием

На умение устанавливать причинноследственные связи.
(растительный мир и среда произрастания,
животный мир и среда их обитания:
- зачем верблюду горб?
- почему у верблюжьей колючки нет
листьев?
- почему в космос нельзя полететь на
самолете?
- почему некоторые растения называют
лекарственными?
- почему снег идет зимой, а не летом? и
т.д.);

Допускает
Не может
2-3 ошибки определить

Выполняет
без ошибок

Затрудняется
с ответами на
Допускает
вопросы,
2-3 ошибки
допускает
более 3-х
ошибок

22

Условные обозначения:
высокий уровень - В
средний уровень - С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
Общий показатель

низкий уровень - Н

ИТОГОВЫЙ
ПОКАЗАТЕЛЬ

Установление
причинноследственных
связей

Ориентиров. на
плоскости с
клеточ. основой

Воображение

Начало года
Логическое
мышление

Слуховая
память

Зрительная
память

Ассоциативное
восприятие

ИТОГОВЫЙ
ПОКАЗАТЕЛЬ

Установление
причинноследственных
связей

Ориентиров. на
плоскости с
клеточ. основой

Воображение

Ф.И.
Ребенка
Логическое
мышление

Слуховая
память

№
Зрительная
память

Ассоциативное
восприятие

Результаты диагностики детей, обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе
«Интеллектуальное развитие дошкольников» (обучение на основе эйдо-рацио-мнемотехники)
за 20 -20 уч. год
Конец года

7. Список литературы
1. Воскобович В. В., Харько Т. Т., Балацкая Т. И. Игровая технология
интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет
«Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
2. Воскобович В. В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …
» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
3. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей.
- Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
4. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для
воспитателей детских садов. Авт. -сост. З. А. Михайлова и др. СПб. : «Детствопресс», 2010 г.
5. Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.
6. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.
7. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПб «Детство – Пресс», 2004.
8. Смоленцова А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для
маленьких детей. СПб. «Детство – Пресс»: 2004
9. Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с
цветными счётными палочками Кюизенера. - ООО «Корвет»: СПб, 2003.
10. Б. Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
11. Б. Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
12. Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
13. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические
игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое
пособие. 2011 г.
14. Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М.,
1990 г.
15. Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные
лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
16. Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.

24

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 86 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Ляцевич Наталия Леонидовна, Заведующий

18.09.25 14:22 (MSK)

Сертификат D70B9F17295590A54BC98F75CA3C0A61


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».