Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга
Адрес: Богатырский проспект, д.36/2. Тел./факс: 341-70-85
Сайт: 86spb.tvoysadik.ru Электронная почта: primdou-86@yandex.ru
Принято:
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада №86
Приморского района Санкт-Петербурга
Протокол №1 от 29.08.2025
Утверждаю:
Заведующий ГБДОУ детский сад №86
Приморского района Санкт-Петербурга
_______________Н.Л. Ляцевич
Приказ №55/1_ от 18.09.2025
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Маленький интеллектуал»
Возраст учащихся: 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Педагог дополнительного
образования
Донских Л.В
Санкт-Петербург
2025 год
Содержание
1
Пояснительная записка
3
1.1
Основные характеристики Программы:
3
1.1.1
Направленность Программы
3
1.1.2
Актуальность программы
3
1.1.3
Педагогическая целесообразность Программ
3
1.1.4
Отличительные особенности Программы
4
1.1.5
Принципы и подходы к формированию Программ
4
1.1.6
Цель и задачи Программы
5
1.2
Условия реализации Программы:
6
1.2.1.
Условия набора и формирования групп
6
1.2.2.
Формы и методы реализации Программы
6
1.2.3.
Структура совместной образовательной деятельностей
7
1.2.4
Материальное обеспечение Программы
7
1.2.5
Методическое обеспечение Программы
8
1.3
Планируемые результаты освоения Программы
8
2
Учебный план по реализации Программы
9
3
Календарный учебный график по реализации Программы
11
4
Рабочая программа
11
4.1
Содержание образовательной деятельности по разделам. Программы для
12
детей 4-5 лет
14
6.
Календарно-тематическое планирование по
Программе для детей 4-5 лет
Критерии и формы оценки результатов освоения Программы
7.
Список литературы
24
5
20
1. Пояснительная записка
2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Интеллектуальное развитие дошкольников» разработана в соответствии с
Федеральным Законом об образовании от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ «Об
образовании с Российской Федерации» (ред. от 23.05.2025), Приказом
Министерства просвещения организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях
Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию
(Распоряжение КО от 01.03.2017 № 617-р)
1. 1. Основные характеристики Программы.
1.1.1. Направленность Программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа
«Интеллектуальное развитие дошкольников» имеет социально-педагогическую
направленность, и способствует всестороннему интеллектуальному развитию
дошкольников 4-5 лет.
Она позволяет не только расширить количество определенных
представлений у детей, но и сформировать у них качественные мыслительные
способности: память, внимание, воображение, мышление.
Применяемые технологии позволяют подобрать индивидуальный «ключ»
запоминания и обработки информации каждому ребенку с учетом его
индивидуальных особенностей мышления и выработать у него рациональные
приемы обработки полученной информации.
1.1.2 Актуальность Программы
Актуальность данной Программы заключается в том, что она составлена с
учетом требований сегодняшнего времени. Приемы эйдо-, рацио-,
мнемотехники, являющиеся основой программы, помогают ребенку
ориентироваться в современном потоке информации, и вооружают грамотными
приемами её обработки, запоминания и воспроизведения.
1.1.3 Педагогическая целесообразность Программы
Педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что в
последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и
образования детей дошкольного возраста. Данная программа предусматривает
увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность
индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы
предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка,
запоминание и воспроизведения мнемотаблиц, упражнения на развитие
слуховой, зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги, поиск
закономерности и т.д. Игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который
органично вплетены логические задания на сравнения, анализ, классификацию,
обобщение, понимание математических терминов и моделирование. Постоянное
3
усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне
оптимальной трудности.
Дошкольники учатся самостоятельно кодировать информацию, занося её в
мнемодорожки и мнемотаблицы, объясняя свои действия. Это заставляет детей
строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи.
1.1.4 Отличительные особенности Программы
Данная программа основана на ФГОС ДО, методических разработках ряда
авторов:
В. В. Воскобович «Развивающие игры Воскобовича», М. Монтессори «
Развивающие игры», «Интеллектуальные игры Никитиных», З. Дьенеша,
В.П.Новикова ,Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера» . Для работы с детьми 3-7 лет.
В основе программы лежит система постоянно усложняющихся
развивающих игр познавательных заданий. Игры сопровождаются сказочным
сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнения,
анализ, классификацию, обобщение, понимание математических терминов и
моделирование. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую
деятельность в зоне оптимальной трудности. Деятельность детей в кружке
направлена на развитие интеллектуально-творческих способностей и
приобретение новых знаний за пределами основной программы дошкольного
образования.
Распределение программного содержания представляет собой систему,
предопределяющую интенсивное развитие у детей внимания, памяти,
воображения, речи, а также умений для решения логических задач – это умение
выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно
обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно,
одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум,
трем свойствам с учетом каждого. Интегративно осуществляется
предматематическая подготовка, ознакомление с окружающим миром,
развиваются речь, изобразительное и конструктивные умения, что способствует
творческому развитию личности дошкольника.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
развития детей и разной степени их подготовки.
1.1.5.Принципы и подходы к формированию Программы.
Основными принципами к формированию и реализации Программы
являются следующие:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
- реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей
дошкольного возраста, прежде всего, в форме игры;
- создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в
соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями;
4
- принцип систематичности и последовательности («от легкого к трудному»,
«от простого к сложному обучению);
- принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и четких
образов и представлений в сознании дошкольников;
- принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого
материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и
частями, в соответствии с возрастными особенностями;
При разработке Программы учитывался личностный подход к
формированию индивидуального развития каждого ребенка.
1.1.6. Адресат Программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы соответствует
возрасту 4 – 5 лет (Средняя группа)
1.1.7. Цель и задачи Программы
Цель Программы: Формирование творческих, интеллектуальных
способностей, коммуникативных навыков, умений действовать по правилам как
необходимых предпосылок к школьному обучению в процессе освоения
развивающих игр.
Задачи Программы:
Обучающие:
• расширение общего кругозора детей, пополнение словарного запаса
• формирование приемов умственной деятельности: сравнение, обобщение,
классификация, анализ, аналогия, синтез.
Развивающие:
• развитие восприятия (сенсорное) логического мышления, произвольного
внимания, памяти
• развитие речи, умение делать выводы, анализировать, аргументировать ев
высказывания
• развитие наблюдательности, воображения, творческого начала,
направленной фантазии
• развитие графических навыков, мелкой моторики рук.
• развитие математических представлении детей на элементарном уровне
через приемы сравнения, обобщения, классификации и смыслового
соотнесения.
Воспитательные:
• выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями
• взаимодействие с семьей, направленное на гармоничное развитие
личности путем индивидуального подхода к каждому ребенку.
5
1.2.Условия реализации Программы.
1.2.1.Условия набора и формирования групп.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы: 4-5 лет;
Срок обучения по Программе - 1 год. Общее количество часов – 60 час.
Процесс обучения осуществляется в подгруппах (по 10-12 чел)
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия с детьми 4-х 5 лет – 20 минут.
Условия приема в группу:
- достижение ребенком указанного возраста;
- желание родителей и оформление ими соответствующей документации
(заявление + договор).
Диагностический этап при наборе детей в группу отсутствует. В
соответствии с возрастной категорией, дети могут быть зачислены в группы
первого и второго года обучения.
1.2.2.Формы и методы реализации Программы
Форма обучения – специальное организованные занятия, которые проводятся
два раза в неделю в течение учебного года в соответствии с годовым
календарным учебным графиком;
Форма организации деятельности детей на занятии – индивидуальноподгрупповая;
Форма проведения занятий – занятие-игра;
Методы реализации Программы:
словесные:
- устное изложение материала;
- беседа; обсуждение игровых сюжетов, проблемных ситуаций;
- словесные игры и упражнения;
наглядные:
- демонстрация коллажей, иллюстраций, открыток, мнемотаблиц, карточек,
логических цепочек, игрушек и т.д.;
- работа по таблицам на переключение внимания;
- заучивание стихотворений с опорой на эйдо- и мнемотехнику;
практические:
- конструирование с использованием счетных палочек;
- воспроизведение мнемотаблиц;
- штриховки;
- графические диктанты (лабиринты);
специальные методы для запоминания информации:
- крокирование (рисуночное письмо) загадок, коротких стихов, понятий;
- метод трансформации (превращения);
- метод Цицерона (память места);
6
- сюжетный метод (придумывание сюжета);
С детьми дошкольного возраста задания и упражнения выполняются
исключительно в игровой форме. Полностью исключается негативная оценка
действий и результатов ребенка, максимально поощряется фантазия и
творческий подход.
1.2..3. Структура совместной образовательной деятельности
1.Настройка на образовательную деятельность (упражнение на воображение);
2.Упражнения на развитие слуховой памяти – запоминание цепочки слов с
помощью одного из методов (сюжет, трансформация, ассоциации, метод Цицерона,
открытки парами, развитие образа);
3. Работа по развитию речи, познавательных действий, ознакомлению с
окружающим миром, расширению кругозора (использование коллажей и другого
иллюстративного материала по реализации разделов Программы);
4. Физкультминутка (разучивание коротких стихов с опорой на движение);
5. Дидактические игры и упражнения на развитие внимания, памяти,
логического мышления (логические цепочки, логиконы, таблицы на поиск
закономерностей, исключение лишнего, таблицы кратковременного предъявления и т.д.);
6. Ассоциативный тренинг на внимание, ориентировку в пространстве (справа,
слева, между, под, над) - упражнение «игрушки на столе»;
7. Работа с мнемотаблицей (запоминание и воспроизведение);
1.2.4 Материальное и кадровое обеспечение Программы
Для реализации данной программы имеется следующее материальное
обеспечение:
- помещение – кабинет для проведения дополнительной образовательной
деятельности находится на первом этаже, отвечает санитарно-гигиеническим
требованиям. Кабинет имеет естественное освещение.
Стены покрашены
водоэмульсионной краской светлых тонов, на полу линолеум, высота потолка –
4 метра.
Кабинет оборудован детскими столами и стульями (по количеству детей),
имеется также стол и стул для педагога, магнитная доска, шкаф для хранения
методических пособий.
Требования к педагогу:
- кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий курсы
повышения квалификации по программе дополнительного образования.
1.
2.
3.
4.
1.2.5. Методическое обеспечение Программы
Маски героев сказок.
Логические блоки Дьенеша
Развивающие кубики «Сложи узор»
Развивающая игра «Танграмм»
7
5. Пальчиковые куклы.
6. Развивающая игра «Палочки Кюизенера»
7. Иллюстрации к сказкам.
8. Канцелярские принадлежности.
9. Плоскостные наборы на героев сказок.
10. Картотека стихов к сказкам.
11. Картотека загадок к сказкам.
12. Модели, схемы, алгоритмы.
13. Сюжетные картинки по сказкам.
14. Коллажи, мнемотаблицы по сказкам.
15. Картотека графических диктантов
16. Картотека ребусов.
1.3.Планируемые результаты освоения Программы
К
концу
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе для детей 4-5 лет «Интеллектуальное развитие
дошкольников дети могут:
Предметные:
- владеть мнемотехническими приемами запоминания: трансформацией,
сюжетным методом, методом логических цепочек, методом Цицерона (память
места), методом ассоциаций;
- кодировать информацию с помощью рисунков, знаков, символов для более
удобного и быстрого запоминания информации;
- запоминать и воспроизводить мнемотаблицы, используя разные методы
запоминания;
- рассказывать стихи с опорой на мнемотаблицы и эйдотаблицы;
- решать логические примеры;
- делать умозаключения на основе логических рассуждений, сравнения и
анализа;
- продолжать заданную закономерность;
- уметь концентрировать внимание, распределять и переключать его;
- иметь первоначальные представления о единстве природы, взаимосвязях
растений и животных с окружающей природной средой;
Личностные:
- проявлять устойчивый интерес к играм интеллектуального характера;
- проявлять любознательность и сообразительность;
- иметь целостное представление об окружающем мире и проявлять бережное
к нему отношение;
- проявлять интерес к слову, собственной речи и речи окружающих;
- иметь развитые эмоционально-волевые качества и коммуникативные навыки;
- выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать,
сопереживать;
- высказывать свое отношение к происходящему;
- использовать навык самооценки и самоконтроля;
8
Метапредметные:
- пользоваться приемами мнемотехники при запоминании любой информации;
- самостоятельно решать доступные творческие и поисковые задачи:
занимательные, практические, игровые, задачи на сообразительность;
- применять логическое мышление, воображение, фантазию, ассоциативное
восприятие при запоминании и воспроизведении необходимой информации;
- устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы,
логические умозаключения;
- проявлять выдержку, самостоятельность, инициативность, способность к
волевым усилиям.
2. Учебный план по реализации Программы для детей 4-5 лет.
Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы для детей 4 – 5 лет «Интеллектуальное развитие
дошкольников» является нормативным документом, регламентирующим
организацию дополнительной образовательной деятельности в ГБДОУ детский
сад №86 с учетом
учебно-методического, кадрового и материальнотехнического оснащения.
Основной задачей планирования является регулирование объема
образовательной нагрузки. Работа с детьми по реализации Программы
осуществляется во второй половине дня.
Количество и продолжительность образовательной деятельности
устанавливается в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21.
В средней группе (от 4 до 5 лет) занятия проводятся два раза в неделю,
продолжительность одного занятия – 20 минут.
В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную
деятельность, проводятся физкультурные минутки.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
-принцип развивающего образования;
-принцип научной обоснованности и практической применимости;
-принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач;
- принцип интеграции реализуемых разделов в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- построение образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей
дошкольников.
№
Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Маленький интеллектуал»
Наименование разделов
Количество часов
Формы
Программы/темы
всего теория практи контроля
9
1
По мотивам сказки «Колосок»
8
1
ка
7
2
По мотивам сказки «Федорино горе»
8
1,5
6,5
3
По мотивам сказки «Лиса и заяц»
8
1
7
4
По мотивам сказки «Зимовье»
4
0,5
3,5
5
По мотивам сказки «Три поросенка»
8
1
7
6
По мотивам сказки «Зимняя сказка»
8
1,5
6,5
7
По мотивам сказки «Красная шапочка»
8
1
7
8
По мотивам сказки «Жихарка»
8
1
7
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
Наблюдение
Беседа
Анализ
детских работ
Возрастные образовательные нагрузки к учебному плану по реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Интеллектуальное развитие дошкольников»
Дополнительная образовательная
Образовательная нагрузка
10
деятельность
Средняя группа
20 минут
Длительность одного занятия в минутах
2
Количество занятий в неделю
40 минут
Количество минут в неделю
Количество занятий в год
(с 1 октября по 30 мая)
60
3. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
обучения
Дата начала
Дата
обучения по окончания
Программе обучения по
Программе
01.10.25г
30.05.26
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
часов
28
60 часов
Режим занятий
2 раза в неделю
по 20 минут
Время занятий:
16.00-17.00
4. Рабочая программа
Дети 4-5
лет знакомятся с развивающими играми и приемами
мнемотехники. Учатся использовать их для обработки информации: восприятию,
запоминанию и воспроизведению.
Игровые упражнения и тренинги развивают у детей зрительную, слуховую,
двигательную и другие виды памяти; тренируют способность переключаться с
одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать
его объем.
В ходе реализации разделов программы: По мотивам сказок «Колосок»,
«Федорино горе», «Лиса и заяц», «Зимовье», «Три поросенка», «Зимняя сказка»,
«Красная шапочка», «Жихарка», у детей расширяется кругозор, формируются
основные мыслительные процессы: внимание, память, мышление, воображение.
Они знакомятся с разнообразием дидактических игр и упражнений на развитие
мышления, приемами их запоминания, учатся решать игровые занимательные
задачи: что лишнее, что общего, поиск закономерности, исключение лишнего и
т.д. С помощью приёмов мнемотехники дети овладевают различными способами
умственной деятельности: умением сравнивать, анализировать, обобщать,
устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
Программа предполагает широкое использование иллюстративного,
демонстрационного материала;
методических пособий, дидактических игр,
таблиц, коллажей, мнемотаблиц, развивающих игр.
4.1. Содержание образовательной деятельности по разделам Программы.
4.1.1 Раздел 1. «По мотивам сказки «Колосок»
11
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки,
стихотворения, загадки («Колосок») с использованием коллажа.
Учить
преобразовывать символы в образы, замещать образы геометрическими
фигурами, кодировать информацию в мнемотаблицу. Знакомство с
разнообразием дидактических игр и упражнений на развитие мышления
(логические цепочки, логиконы, логические примеры и др.), объяснение
приемов для их запоминания. Ознакомление с упражнениями на концентрацию
внимания, знакомство с таблицами на распределение и переключение
внимания.
Практика: практическая работа по перекодированию содержания сказок
в мнемотаблицы. Использование сюжета и героев сказок в логических
цепочках.
Практическая работа по решению игровых занимательных задач по развитию
мышления, памяти, внимания с помощью дидактических игр и упражнений: что
лишнее, что общего, найди закономерность, лабиринты на плоскости, игрушки,
открытки парами, переключение и распределение внимания; игровые здания на
развитие логики: поиск закономерностей и логики взаимосвязей.
4.1.2 Раздел 2. По мотивам сказки «Федорино горе»
Теория: повторение и закрепление изученных приемов запоминания на
основе сказок. Обучение детей последовательному рассказыванию
стихотворения «Ручей».
Практика: практическое выполнение упражнений: логическая цепочка,
распределение/переключение внимания, «игрушки парами», исключение
лишнего. Воспроизведение по памяти мнемотаблицы «Федорино горе».
Упражнения на исключение лишнего, нахождение общего. Воспроизведение
мнемотаблиц с помощью «ключа» для запоминания. Выкладывание «дорожки»
из палочек Кюзенера. Графические упражнения на ориентацию в пространстве.
4.1.3 Раздел 3. По мотивам сказки «Лиса и заяц»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки,
стихотворения, повторение и закрепление изученных приемов запоминания на
основе сказок. Обучение детей последовательному рассказыванию
стихотворения «Детство». Знакомство с дидактической игрой «Сложи узор» на
развитие мышления и внимания.
Практика: практическая работа по коллажу к сказке «Лиса и заяц»,
Разучивание стихотворения по мнемотаблице «Лиса», графический диктант
«Дорожка для зайчика», практическое упражнение на развитие моторики и
тактильных ощущений «Волшебный сундучок», дидактическая игра «Блоки
Дьенеша (Бусы для лисы)», ориентировка на листе бумаги (лабиринт)
4.1.4 Раздел 4. По мотивам сказки «Зимовье»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки,
стихотворения, повторение и закрепление изученных приемов запоминания на
основе сказок. Разбор схем для конструирования из палочек Кюзенера и
счетных палочек
12
Практика: практическая работа по коллажу к сказке «Зимовье», Разучивание
стихотворения по мнемотаблице, практическая работа по развитию графических
навыков (лабиринт «Дорожка к домику»), дидактическая игра «Танграм «Кот»
4.1.5 Раздел 5. По мотивам сказки «Три поросенка»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки,
стихотворения «Веселые свинки» повторение и закрепление изученных
приемов запоминания на основе сказок. Знакомство с дидактической игрой и
упражнением на развитие мышления и внимания. Знакомство с таблицами на
распределение и переключение внимания.
Практика: практическая работа по перекодированию содержания сказок
в мнемотаблицы. Использование сюжета и героев сказок в логических
цепочках.
Практическая работа по решению игровых занимательных задач («Что
изменилось», «Найди отличия», «Разрезные картинки»). Практическая работа
по развитию лабиринт «Проведи поросенка». Работа с игрой – головоломкой
квадрат Воскобовича (Волк).
4.1.6 Раздел 6. По мотивам сказкам «Зимняя сказка»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки,
стихотворения «Мишка косолапый», разбор схем для составления узоров,
преобразовывание символов в образы, замещение образов геометрическими
фигурами, кодирование информации в мнемотаблицу.
Практика: практическая работа по перекодированию содержания сказок в
мнемотаблицы, практическое выполнение упражнений: логическая цепочка,
распределение/переключение внимания, «четвертый лишний», исключение
лишнего. Воспроизведение по памяти мнемотаблицы, дидактическая игра
«Палочки Кюизенера «Снежинки». Практическая работа по развитию
графических навыков (дорожка для ежика)
4.1.7 Раздел 7. По мотивам сказки «Красная шапочка»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию сказки «Красная
шапочка»
Практика: практическая работа по перекодированию содержания сказок в
мнемотаблицы,
практическое
выполнение
упражнений:
распределение/переключение внимания. Работа с игрой – головоломкой
квадрат Воскобовича , дидактическая игра «Сложи узор». Практическая работа
по развитию графических навыков («нарисуй такой же узор»). Выкладывание
из палочек Кюзенера.
4.1.8 Раздел 8. По мотивам сказки «Жихарка»
Теория: обучение детей последовательному рассказыванию по мнемотаблице и
коллажу сказки, стихотворения «Жихарка».
Практика: упражнение на развитие слуховой памяти, упражнение на
развитие зрительной памяти (найди отличия). Работа по таблице на
переключение внимания, отработка конструкторских навыков. Воспроизведение
тематической мнемотаблицы. Развитие графических навыков (кубики)
Календарно-тематическое планирование по Программе
«Маленький интеллектуал» для детей 4-5 лет
13
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Дата
проведения
занятия
Плани Факти
руемая ческая
Раздел. Тема занятия
Рассказывание сказки «Колосок»
Подвижная игра «Птички в гнёздышках»
Мнемодорожка (прием наложения)
«Парные картинки»
«Повтори за мной»
«Строим дорожки» (палочки Кюизенера)
Игра «Что сначала, что потом?»
Подвижная игра «Птички в гнёздышках»
«Обведи те машины, которые помогают
выращивать хлеб»
«Вспомним сказку по коллажу»
Продолжение сказки
Подвижная игра «Птички в гнёздышках»
Мнемотаблица «Осень»
Геоконт «Морковка»
Игра «Что изменилось?
Отгадай загадку.
Подвижная игра «Птички в гнёздышках»
Игра «Цветные круги»
«Вспомним сказку по коллажу»
Продолжение сказки
Подвижная игра «Найди свой домик»
Игры Никитина «Сложи узор» (квадраты)
Выбери правильный ответ
Мнемотаблица «Осень»
Подвижная игра «Кто быстрее соберет урожай»
«Найди и обведи»
Найди отличия.
«Продолжи сказку»
«Отгадай загадку»
Подвижная игра «Найди свой домик», «Что
лишнее»
«Дорисуй картинку»
«Узнай на ощупь» (тактильные дощечки)
Мнемотаблица по сказке
Подвижная игра «Найди свой домик»
Лабиринт «Проведи курочку»
«Символы» (блоки Дьенеша)
Рассказывание сказки «Федорино горе»
«Парные картинки»
Физминутка «Посуда»
«Убери лишнее»
Часы по
разделам
№
п/п
Всего
часов
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
14
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Загадки (предметы посуды)
Д/И «Что лишнее»
Игра «Сложи картинку»
Физминутка «Посуда»
Выложи дорожку (палочки Кюизенера)
Игра «Я положил в мешок»
Вспомним сказку по коллажу
Танграм (Преобразование фигур)
Физминутка «Молоток»
Построй от большого к маленьком
Мнемотаблица по сказке
«Узнай на ощупь» (тактильные дощечки)
Физминутка «Посуда»
Игра «Выложи из палочек по образцу»
Вспомни сказку по коллажу
Игра «Подбери пару»
Физминутка «Молоток»
Игра «Я положил в мешок»
Игра «Запомни движение»
Игра «Бусы для Федоры » (блоки Дьенеша)
Прятки картинок.
Физминутка «Молоток»
Игра «Продолжи ряд»
Обведи по точкам.
Конструирование дома для Федоры
«Узнай на ощупь» (тактильные дощечки)
Физминутка «Молоток»
Игра «Чего не стало?»
Выучим стихотворение «Ручей»
«Расставим посуду» (блоки Дьенеша)
Мнемотаблица по сказке
Физминутка «Посуда»
«Раскрась только предметы посуды»
«Федорка»
Рассказывание сказки «Лиса и заяц»
Подвижная игра «Зайцы и лиса»
«Кто живет в лесу?»
«Найди и раскрась»
«Сложи картинку» (заяц)
Запоминание стихотворения по мнемотаблице
Физминутка -Звериная зарядка.
Обведи по точкам
Вспомним сказку по коллажу
Продолжение сказки
Подвижная игра «Зайцы и лиса»
Выложи домик (палочки Кюизенера)
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
15
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Найди героев сказки по силуэту.
Мнемотаблица «Дикие животные»
«Выложи из геометрических фигур (зайчик,
лиса)
Подвижная игра «Зайцы и лиса»
Игра «Домик для зайки» (палочки Кюизенера)
«Найди и обведи»
Продолжение сказки
Вспомни сказку по коллажу
Подвижная игра «Зайцы и лиса»
Игра «Что изменилось?»
Графический диктант «Дорожка для зайчика»
Мнемотаблица «Зима»
«Что лишнее?»
Физминутка «Зайка серенький»
Сравнение по таблице лед и дерево.
Игра «Бусы для лисы» (блоки Дьенеша)
Продолжение сказки
«Узнай на ощупь» (тактильные дощечки)
Узнай и дорисуй героев сказки
Физминутка «Зайка серенький»
Игра «Найди фигуру»
Мнемотаблица по сказке
Игра «Заселим домики» (блоки Дьенеша)
Подвижная игра «Зайцы и лиса»
Лабиринт «Проведи героев в домики»
Рассказывание сказки «Зимовье»
«Голоса животных»
Пальчиковая игра «Ежик»
«История происхождения жилища»
«Выложи из палочек дом» (палочки Кюизенера)
Коллаж на внимание по сказке «Найди всех
героев»
Графический диктант «Дорожка к домику»
Пальчиковая игра «Ежик»
«Подбери пару»
«Дорисуй на что похоже?»
«Герои сказки» (блоки Дьенеша)
Пальчиковая игра «Ежик»
Танграм «Кот»
«Кто внимательнее»
Мнемотаблица по сказке (расскажи сказку)
«Чего не стало?»
«Чего не стало?»
«Сложи узор» - кубики Никитина
1
8
1
1
1
1
1
1
4
1
1
16
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Рассказывание сказки «Три поросенка» по
мнемотаблице
Подвижная игра «Волк и поросята»
«Приведи поросят в домики»
«Узнай на ощупь» (тактильные дощечки)
«Домики для поросят» палочки Кюизенера
«Почини домик» (заплатка – геометрическая
фигура)
Подвижная игра «Волк и поросята»
Лабиринт «Проведи поросенка»
«Домики для поросят» палочки Кюизенера
«Почини домик» (заплатка – геометрическая
фигура)
Подвижная игра «Волк и поросята»
Лабиринт «Проведи поросенка»
Игра «Домик»
«Найди отличия»
Подвижная игра «Волк и поросята»
«Разрезные картинки» (сюжет сказки)
«Зашифруй сказку»
Коллаж на внимание «Что изменилось?»
Квадрат Воскбовича «Волк»
Подвижная игра «Волк и поросята»
«Печенье для поросят» (блоки Дьенеша)
Стих по мнемотаблице «Веселые Свинки»
«Что лишнее?»
Игра «Фотограф»
Подвижная игра «Волк и поросята»
Мнемотаблица «Домашние животные»
Танграмм «Поросенок»
Графический диктант «Дорожка для поросенка»
«Помоги найти волка» (Блоки Дьенеша)
Подвижная игра «Волк и поросята»
«Выложи из палочек дорожки к домикам»
«Лишнее слово»
Вспомни сказку по коллажу
«Подбири ключик к замочку»
Подвижная игра «Волк и поросята»
«Продолжи узор »
«Отгадай загадку?»
«На что похоже?» (открытки)
Рассказывание сказки «Зимняя сказка»
Коллаж «Кто зимует в лесу»
Подвижная игра «Снеговик»
Квадрат Воскобовича «Ёжик»
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
17
38
39
40
41
42
43
44
45
46
Лабиринт «Проведи ёжика в гости»
«На что похоже?»
Подвижная игра «Снеговик»
«Снежинки» (палочки Кюизенера)
«Путаница»
Мнемотаблица по сказке
«Нарисуй по клеточкам» (медведь)
Подвижная игра «Медведь в берлоге»
«Парные картинки»
«Герои сказки» (блоки Дьенеша)
Мнемотаблица «Весна- пришла»
«Дорисуй на что похоже»
Подвижная игра «Медведь в берлоге»
Игра «Кто позвал?»
«Волшебный мешочек»
«Найди отличия»
«Логическая цепочка»
Подвижная игра «Медведь в берлоге»
Графический диктант «Дорожка для ежика»
Геоконт «Мишка»
Мнемотаблица на стихотворение «Мишка
косолапый»
Физминутка «Медведь в берлоге»
Раскрась по заданному условию Мишку
Геоконт «Мишка»
Мнемотаблица на стихотворение «Мишка
косолапый»
Игра «Чего не стало?»
«Дорисуй чего не хватает»
Коллаж «Весна»
«Дорисуй на что похоже»
«Угощение» (блоки Дьенеша)
Физминутка «Кто скорее соберет»
«Выложи из геометрических фигур»
Рассказывание сказки «Красная шапочка» по
мнемотаблице
Физминутка «Серый волк»
«Помоги бабушке» (блоки Дьенеша)
«Сосчитай-ка»
«Четвертый лишний»
«Выложи длинную и короткую дорожку»
(палочки Кюизенера)
Физминутка «Серый волк»
«Что в корзинке?»
«Соедини по точкам»
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
18
47
48
49
50
51
52
53
54
55
Мнемотаблица к сказке
«Собери букет» (палочки Кюизенера)
Физминутка «Серый волк»
Графический диктант «Дорожка для Красной
шапочки»
Угадай кто спрятался (загадки про волка)
«Сложи узор» кубики Никитина
Физминутка «Цветки»
«Нарисуй узор по памяти»
«На что похоже» (открытки)
Мнемотаблица по сказке
«Сколько порожков-столько кружочков»
Физминутка «Цветки»
«Нарисуй по клеточкам» (дом)
«Моделирование сказки»
Мнемотаблица на стихотворение «Подарок для
бабушки»
«Четвертый лишний»
Физминутка «Цветки»
«Что перепутал художник?»
«Повтори узор»
Лабиринт «Проведи Красную шапочку.
Расскажи сказку при помощи геометрических
фигур
Физминутка «По ступенькам вверх идем»
«Деревья леса»
Мнемотаблица по сказке
«Доскажи словечко»
Физминутка «По ступенькам вверх идем»
«Кого не хватает?»
«Квадрат Воскобовича»
Рассказывание сказки «Жихарка»
по мнемотаблице.
Физминутка «Будем прыгать и скакать»
«СложиУзор» кубики Никитина
«Герои сказки» (блоки Дьенеша)
Графический диктант «Подарок для
Жихарки»
Физминутка «Будем прыгать и скакать»
«Что лишнее?»
Продолжение сказки
«Найди деревянные предметы»
Коллаж на внимание «Что изменилось?»
Физминутка «Будем прыгать и скакать»
«Помоги Жихарке» (палочки Кюизенера)
«Отгадай на ощупь»
1
8
1
1
1
1
1
1
1
19
56
57
58
59
60
«Запомни стих по коллажу»
«Отгадай на ощупь»
Игра «Волшебные кляксы»
«Сложи узор» (по сказке) кубики Никитина
«Объяснялки» пословица
«Соедини по точкам» (лиса)
Физминутка «Звериная зарядка»
«Петух» (палочки Кюизенера)
«Прятки картинок»
«Чудесный мешочек» (угадай предмет на ощупь)
«Найди недостающую фигуру»
Физминутка «Звериная зарядка»
«Продолжи ряд»
«Кто позвал?» (голоса животных)
Графический диктант «Дорожка для петушка»
Физминутка «Звериная зарядка»
«Дорисуй, на что похоже»
Мнемотаблица по сказке
«Чего не хватает?»
Физминутка «Звериная зарядка»
«Кто где спрятался?»
«Помоги мальчику» (блоки Дьенеша)
1
8
1
1
1
1
Взаимодействие с семьей:
Родительские собрания – Сентябрь: информирование о цели и задачах
Программы; ознакомление с кратким содержанием Программы;
Открытые занятия - Декабрь; Апрель – демонстрация
достигнутых результатов;
Индивидуальные консультации - по запросу.
2.
Критерии и формы оценки результатов освоения
Программы.
Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций итоговой аттестацией воспитанников.
Формами проведения педагогической диагностики являются:
- педагогическое наблюдение
- тренинги
- выполнение диагностических заданий
- анализ продуктов детской деятельности,
которые помогают определить знания, умения и навыки детей на начальном
этапе обучения по данной программе и в конце обучения по следующим
критериям:
- ассоциативное восприятие;
20
- зрительная память;
- слуховая память;
- логическое мышление;
- воображение;
- ориентировка на плоскости (на чистом листе);
- установление причинно-следственных связей (растительный мир и
среда произрастания, животный мир и среда их обитания);
Методика проведения.
Педагогическая диагностика проводится с детьми в естественных
условиях.
В непринужденной игровой форме ребёнку (или группе детей) предлагаются
задания, в ходе выполнения которых педагог отмечает уровень освоения
материала и отмечает его в соответствующей таблице, в которой можно
сравнить показатели на начало и на конец года у каждого ребенка.
С целью промежуточного отслеживания результатов, дважды в год (в
декабре и в апреле) проводятся открытые занятия для родителей.
Результаты
педагогической
диагностики
могут
использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования;
2) оптимизации работы с группой детей.
Диагностический материал.
Тесты на выявление уровня освоения данной программы:
(формирование основных мыслительных процессов)
№
1
Тест
На ассоциативное восприятие
(предлагается 15 картинок (открыток) –
догадаться, на что похоже изображение:
цветок - пуговица, гора- верблюд,
расщелина – ваза т.д.)
2
Высокий
(В )
Средний
(С)
Низкий
(Н)
14 -15 шт.
10 - 13 шт.
Менее 10
шт.
4
вопроса
3
вопроса
Менее 3-х
На зрительную память
(в течение 3-х секунд рассмотреть
картинку (изображение) и ответить на 4
вопроса:
- кто изображен в центре (в верхнем
левом, правом нижнем и т.д. углу)?;
- какого цвета шарфик (бантик, галстук,
бабочка и т.д.)?;
- что находится слева (справа, между, под,
над)?;
- сколько всего (цветов, грибов, птиц, др.
объектов) изображено на картинке?;
21
3
На слуховую память
(предлагается запомнить цепочку из 15
слов (произвольный набор), используя один
из способов запоминания: сюжет,
трансформация, память места, др.)
4
На логическое мышление
(используются логические цепочки и
таблицы на поиск закономерностей,
взаимосвязей).
5
На воображение
(упражнение «дорисуй» воображаемый
предмет или целый сюжет из линий,
полукругов, контуров и т.д.)
14-15 слов
Определяет
закономерность
находит
взаимосвязи
10-13 слов
Менее 10
сл.
Допускает
Не может
2-3 ошибки определить
Выполняет
Выполняет
Не
разнообразные однообразные справился
варианты
варианты
с заданием
22
Условные обозначения:
высокий уровень - В
средний уровень - С
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Общий показатель
низкий уровень -
ИТОГОВЫЙ
ПОКАЗАТЕЛЬ
Установление
причинноследственных
связей
Ориентиров. на
плоскости с
клеточ. основой
Воображение
Начало года
Логическое
мышление
Слуховая
память
Зрительная
память
Ассоциативное
восприятие
ИТОГОВЫЙ
ПОКАЗАТЕЛЬ
Установление
причинноследственных
связей
Ориентиров. на
плоскости с
клеточ. основой
Воображение
Ф.И.
Ребенка
Логическое
мышление
Слуховая
память
№
Зрительная
память
Ассоциативное
восприятие
Результаты диагностики детей, обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе
«Интеллектуальное развитие дошкольников»
за 20 -20 уч. год
Конец года
7. Список литературы.
1. Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.
2. Воскобович В. В., Харько Т. Т., Балацкая Т. И. Игровая технология
интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет
«Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
3. Воскобович В. В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …
» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
4. Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные
лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Тренажер,
Внимание. Память. Мышление», ООО «РОСЭН, М., 2018
6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем
логику», ООО «РОСЭН, М., 2016
7. Головоломки для малышей ООО «РОСЭН, М., 2013
8. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.
9. Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990
г
10. Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с
цветными счётными палочками Кюизенера. - ООО «Корвет»: СПб, 2003.
11. Б. Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
12. Б. Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
13. Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
24
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 86 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Ляцевич Наталия Леонидовна, Заведующий
18.09.25 14:22 (MSK)
Сертификат D70B9F17295590A54BC98F75CA3C0A61