Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга
Адрес: Богатырский проспект, д.36/2 Тел\факс:341-70-85
Сайт:86spb.tvoysadik.ru, primdou-86@yandex.ru
Принято:
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада №86
Приморского района Санкт-Петербурга
Протокол №1 от 29.082025
Утверждаю:
Заведующий ГБДОУ детский сад №86
Приморского района Санкт-Петербурга
______________________Н.Л.Ляцевич
Приказ №55/1 от 18.09.2025
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Путешествие в сказку»
Возраст учащихся: от 4 до 5 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
педагог дополнительного
образования
Кузьмина М.А
Санкт-Петербург
2025
Содержание
№ п/п
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
2.
3.
4.
4.1
4.2
5.
Название раздела программы
Пояснительная записка
Отличительные особенности программы
Цель и задачи программы
Условия реализации программы
Планируемые результаты
Учебный план по реализации
Календарно-учебный
график
реализации
программы
Рабочая программа
Календарно-тематическое планирование
Содержание обучения
Оценочные и методические материалы
страница
3
3
5
5
6
7
8
8
9
12
14
1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Путешествие в сказку» разработана в соответствии с Федеральным законом
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012,
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, с требованиями СанПиН 2СП2.4.3648-20
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Путешествие в сказку» - социально-педагогическая.
Актуальность данной программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из
приоритетных задач дошкольного образования является сохранение и
укрепление физического и психического здоровья как ценностной
составляющей, способствующей познавательному и эмоциональному
развитию ребенка. Эмоции ребенка – один из определяющих факторов,
напрямую влияющих на состояние его здоровья и развитие познавательных
процессов. Чаще всего,
гармоничному развитию детей препятствует
эмоциональная нестабильность, за которой могут стоять страхи, тревоги,
чрезмерная плаксивость и обидчивость, чувство подавленности и
одиночества. Дети не могут справиться со своими эмоциями, и это приводит
к импульсивности их поведения, осложнениям в общении со сверстниками и
взрослыми.
В этой связи возникла необходимость в разработке и реализации программы,
направленной на формирование эмоциональной стабильности учащихся, на
создание условий для более успешной адаптации посредством методов и
приемов сказкотерапии и песочной терапии.
Отличительные особенности программы
Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия
воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на
активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком
собственных эмоциональных состояний. Особенность предлагаемого цикла
занятий состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в
гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной
речью.
Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями
мира его чувств и переживаний. Дети дошкольного возраста часто находятся
в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что
приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со
сверстниками и взрослыми.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания
словами показать окружающую жизнь, людей, в самое короткое время
показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за
несколько минут пережить чужие чувства, радости и горести. Это уникальная
возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации ставит сказку в ряд
с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы
с детьми. Что, как не сказка, позволяет ребенку пофантазировать? Кто есть я?
Каким бы я хотел себя видеть? Что бы я сделал, обладай волшебством?
Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет, и не
может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым открыть
дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми,
понятными, доступными для ума и сердца.
Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях
людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через
сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных
ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Игры и упражнения, направленные на чередование состояний
активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных
процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают
физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность
детей.
Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового
внимания, увеличивают способность детей к концентрации внимания, к
умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые
качества.
В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или
специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на
расслабление с фиксацией внимания на дыхании.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко
чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным
эмоциям, чувствам, состояниям.
Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление
различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать
выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление,
освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные
в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся
мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему
миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя
таким, какой ты есть.
Адресат программы: дети от четырех до пяти лет.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: повысить осознание ребенком своих эмоциональных
проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее
гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи
обучающие:
• сформировать у учащихся представления об основных базовых
эмоциях и эмоциональных состояниях,
• способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои
характерные особенности и предпочтения;
• способствовать развитию познавательной активности учащихся,
расширять коммуникативные навыки,
развивающие:
• укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивать их
эмоциональное благополучие;
• развивать
тактильно-кинетическую
чувствительность,
мелкую
моторику рук,
• развивать творческие способности и воображение в процессе игрового
общения,
воспитательные:
• учить ребенка выражать свою любовь к близким, учить понимать их
настроение,
• формировать
у ребенка
положительные
черты
характера,
способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
корректировать его нежелательные черты характера и поведения.
1.3 Условия реализации программы
Возраст учащихся, участвующих в реализации Программы: 4-5 лет.
Наполняемость групп - до 12 человек.
Срок обучения по Программе - 1 год. Общее количество часов – 60 часов.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия с
учащимися четырех-пяти лет – 20 минут.
Условия приема в группу:
- достижение ребенком указанного возраста;
- желание родителей и оформление ими соответствующей
документации (заявление + договор).
Диагностический этап при наборе детей в группу отсутствует. В
соответствии с возрастной категорией, дети могут быть зачислены в группы
первого и второго года обучения.
1.4 Планируемые результаты
В процессе овладения программой по «Путешествие в сказку» учащиеся
будут знать и уметь следующее.
Знать:
•
о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;
•
какие достоинства собственного поведения помогают при общении с
окружающими, и какие недостатки этому общению мешают;
•
названия базовых эмоций (радость, удивление, интерес, грусть, вина,
злость, страх, гнев, горе);
•
как можно выражать свою любовь к близким и радовать их добрыми
делами и поступками;
•
что такое «мужественность» и «женственность», понимать
особенности общения с партнерами противоположного пола.
Уметь:
•
понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
•
осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
•
понимать и описывать свои желания и чувства;
•
различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей
по особенностям жестов, мимики, движений;
•
воспроизводить выразительные позы и движения;
•
применять на практике приемы, направленные на снятие физического
и психического напряжения;
•
контролировать свои эмоциональные реакции;
•
оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного
поведения и поведения окружающих.
Использование песочницы в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста помогает достичь следующих результатов:
-понизить уровень нервно-психического напряжения, повысить общий
эмоциональный тонус;
- формировать у учащихся опыт самостоятельного разрешения
конфликтов, совместного преодоления трудностей;
- адаптация учащихся к условиям ДОУ проходит более эффективно.
В конце каждого годового курса проводятся итоговые занятия
«Путешествие в сказку». Для итоговых занятий подобраны игры и
упражнения, направленные на повторение и закрепление умений и навыков,
полученных детьми в течение года, направленных на принятие ребенком
самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.
2. Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Путешествие в сказку»
№
Наименование разделов
Программы/темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
«Давайте познакомимся»
«Мой любимый сказочный герой»
«Корова Буренка»
«Кот Васька»
«Добрая темнота»
«Ласковый цветок и сердитые тучки»
«Цыпленок-хвастунишка»
Сказка «Цветок-лепесток»
«Жадный великан»
Сказка «Каприза»
Сказка «Снежинка-пушинка»
«Зайка-зазнайка»
«Волшебные слова»
«Непослушный Ваня»
«Не бойся, малыш»
«Страна солнца»
Сказка «Кривляки»
«Злой принц»
«Доброе превращение»
«Обидчивое облачко»
Сказка «Катя, медведь и ледяной город»
Сказка
«Лекарство
от
плохого
настроения»
Сказка «Цветы для мамы-медведицы»
Сказка «Как лечили медведя»
«Два жадных медвежонка»
Сказка «Муха-грязнуха»
«День рождения Васи»
Сказка «Пиф Тимка»
Сказка «Длинноушко-непослушко»
Сказка «Путешествие муравьишки»
Сказка «Три поросенка»
Сказки «Хорошее», «Кто всех глупее»
Сказка «Как Светлячок друга искал»
Итоговое занятие «Путешествие в
сказку».
Проведение итоговой диагностики
Итого по программе
23.
24.
25.
26.
27.
28.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Количество часов
всего
теория практ
ика
1
1
1
1
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
1
1
1
1
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
2
2
2
2
2
1
2
2
1
1
1
60
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0.5
0,5
0, 5
0
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
0,5
1,5
1.5
0,5
0,5
1
Формы
контроля
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
диагностика
3. Календарно-учебный график реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Путешествие в
сказку» на 2025-2026 год
Год
обучения
1 год
Дата
начала
занятий
01.10.2025
Дата
окончания
занятий
31.05.2026
Количество Количество Количество Режим
учебных
учебных
учебных
занятий
недель
дней
часов
60
60
2 раза в
30
неделю
4. Рабочая программа
Особенности обучения по программе учащихся 4-5 лет (средняя
группа)
По всем линиям психического развития возникают новообразования
различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и
структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам
как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам
познания и включению в различные виды деятельности (игровые,
продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических
функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как
личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты
общения, познания и деятельности и их основные компоненты —
способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие
и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на
психофизиологическом
уровне,
в
познавательных
функциях
и
психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым
становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к
социальным условиям и требованиям жизни.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия.
Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети
могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами,
наклеивать изображения на бумагу и т.д. Формируются навыки
планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить
группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить
такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает складываться
произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление.
Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен
удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное
условие.
4.1 Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Цели и задачи
Октябрь
1.«Давайте познакомимся» Изучить насколько дети
(проведение диагностики). понимают
и
осознают
эмоциональное
состояние
других людей и свое
собственное,
и
каким
образом они выражают свои
эмоции.
Учить детей понимать себя,
свои
чувства,
желания,
видеть
в
себе
положительные качества.
Упражнения
Игра «Паровозик с именем».
Игра «Дотронься до…»
Упражнение «Назови свои
сильные стороны».
Игра «Кто это?».
Методика
изучения
понимания эмоциональных
состояний
людей
(Г.А.
Урунтаева,
Ю.
А.
Афонькина.)
Рисунок «Живая рука».
2.«Мой любимый сказочный Способствовать
герой».
самовыражению
ребенка,
учить
его
средствами
жестикуляции
и мимики
передавать
характерные
черты персонажа сказки.
Игра «Колобок»
Упражнение
«Сказочные
зайцы»
Рассказ
детей
«Моя
любимая
сказка,
мой
любимый сказочный герой»
Игра «Хоровод сказочных
героев»
3-4. Сказка «Корова
Буренка»
Побуждать к выразительной
передаче в мимике и
движениях эмоциональных
состояний.
Развивать
умение
произвольно напрягать и
расслаблять мышцы для
снятия телесных барьеров.
Игра
«Угадай
по
движению»,
Игра «Угадай по музыке»,
Игра-импровизация,
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
5-6.Сказка «Кот Васька»
Довести до детей замысел
сказки, подводить их к
совместному составлению
словесных описаний
по
восприятию сюжета.
Учить
угадывать
по
выразительному
исполнению
движения
героев, их эмоциональные
состояния.
Этюд «Удивление»,
Игра «Угадай по ритму»,
Упражнение
на
активизацию лексики,
Упражнение
на
расслабление и напряжение
мышц.
7-8.Сказка «Добрая
темнота»
Побуждать к выразительной
передаче в мимике и
движениях эмоциональных
состояний, подводить к
умению
выразительно
интонировать голоса героем
сказки.
Этюд «Страх»,
Упражнение на ритмизацию
«Звон колокольчиков»,
Игра-импровизация
Ноябрь
Довести до детей замысел
9-10.Сказка
«Цыпленок- сказки (добро побеждает
хвастунишка»
зло), активизировать в речи
детей
оттеночные
характеристики слов.
Подводить
к
умению
выразительно интонировать
голоса героев сказки в
проблемных
ситуациях
(страх, удивление)
Этюды
«Поучение»,
«Хвастовство»,
Упражнение
«Движения
героев сказки»,
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
Довести до детей замысел
сказки (стремление спасти
от
беды
близкого
естественно для доброго
человека),
Подводить
детей
к
совместному составлению
словесных описаний по
восприятию сюжета.
Упражнение
на
активизацию лексики,
Игра «Угадай по музыке»,
Игра – импровизация,
Этюды
«Удивление»,
«Страх»,
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
11-12.Сказка «Ласковый
цветок и сердитые тучки»
Активизировать
в
образные выражения.
13-14.Сказка «Цветоклепесток»
речи
Упражнение
на
активизацию лексики,
Игра
«Угадай
по
движению»,
«Угадай по музыке»,
Игра-импровизация,
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
15-16. Сказка «Жадный
великан»
Учить
угадывать
по
выразительному
исполнению эмоциональные
ситуации и аффективные
состояния
(жадность
и
удивление),
Довести до детей замысел
сказки
(с
тем,
кто
жадничает, никто не хочет
дружить),
Развивать
умение
произвольно напрягать и
расслаблять мышцы для
снятия телесных барьеров.
Упражнение
«Движение
героев сказки»,
Этюд «Удивление»,
Игра «Угадай по музыке»,
Игра-импровизация,
Упражнение
на
активизацию лексики,
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
Учить
соотносить
эмоциональную ситуацию,
выразительно интонировать
реплики
героев
в
проблемных
ситуациях.
Знакомить с образными
выражениями, антонимами.
Побуждать к выразительной
передаче в мимике и
движениях эмоциональных
состояний
(удивление,
каприз)
Этюды
«Удивление»,
«Каприз»,
Упражнение
«Эмоциональные состояния
героев сказки»,
Игра «Угадай по музыке»,
Упражнение
на
активизацию лексики,
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
Развивать
умение
по
настроению
музыки
догадываться о действиях
героев,
знакомить
с
образными выражениями,
Довести до детей замысел
сказки (надо помогать тому,
кто попал в беду).
Этюд «Грусть»,
Упражнение на ритмизацию
«Движение героев сказки»,
Упражнение
на
активизацию лексики,
Игра «Угадай по музыке»,
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
Помочь детям представить
собственную позицию в
выборе способа воплощения
действий,
образа
литературного персонажа,
знакомить
с
Упражнение на ритмизацию
«Движения героев сказки»,
Этюды
«Хвастовство»,
«Пробуждение», «Испуг»,
Упражнение
на
активизацию лексики,
Декабрь
17-18. Сказка «Каприза»
19-20. Сказка «Снежинкапушинка»
21-22.Сказка «Зайказазнайка»
23-24. Сказка «Волшебные
слова»
Январь
25-26. Сказка
«Непослушный Ваня»
27. Сказка «Не бойся,
Малыш»
фразеологизмами (задирать
нос), учить вспоминать
сюжет по музыкальной
композиции.
Подводить
к
умению
выразительно интонировать
реплики
героев
в
проблемных ситуациях.
Игра
«Угадай
по
движению»,
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
Побуждать
к
выразительной передаче в
мимике
и
движениях
эмоционального состояния
(усталость),
Помочь детям представить
собственную позицию в
выборе способа воплощения
действий,
образа
литературного персонажа,
знакомить
с
фразеологизмами
(не
покладая
рук,
голову
повесила).
Этюд «Усталость»,
Упражнение
«Движение
героя сказки»,
Упражнение
на
активизацию лексики,
Игра «Угадай по музыке»,
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
Подводить
к
умению
выразительно интонировать
с разной силой голоса
реплики
героев
в
проблемных
ситуациях
(уговаривание,
отказ,
раскаяние),
Довести до детей замысел
сказки
(непослушный
ребенок всегда попадает в
беду),
Активизировать
в
речи
образные
выражения
и
фразеологизмы (насилу ноги
унес, травушка-муравушка,
чистая водица).
Пантомимические
этюды
«Сон»,
«Уговаривание»,
«Отказ», «Испуг»,
Упражнение
на
активизацию лексики,
Игра
«Угадай
по
движению»,
Игра-драматизация,
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
Помочь детям представлять
собственную позицию в
выборе способа воплощения
действий,
образа
литературного персонажа;
Учить передавать черты
характера героев,
Знакомить
с образными
Пантомимические
этюды
«Страх»,
«Успокоение»,
«Печаль»,
Упражнение
«Эмоциональное состояние
героев сказки»,
Упражнение
на
активизацию лексики,
28. Сказка «Страна солнца»
выражениями,
Учить
продолжать
сказочный
сюжет
по
музыкальной композиции.
Игра
«Угадай
по
движению»,
Игра – драматизация,
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц».
Помочь детям представить
собственную позицию в
выборе способа воплощения
действий,
образа
литературного персонажа.
Учить припоминать сюжет
по музыкальной композиции
Учить передавать движения
героев сказки,
Побуждать к выразительной
передаче в мимике и
движениях эмоционального
состояния.
Пантомимический
этюд
«Болезнь»,
Упражнение
на
активизацию лексики,
Игра
«Угадай
по
движению»,
Игра « Угадай по музыке»,
Игра-драматизация,
Упражнение на ритмизацию
движений,
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление.
Учить
угадывать
по
выразительному
исполнению
сказочных
героев их эмоциональные
состояния.
Развивать
умение
произвольно напрягать и
расслаблять мышцы для
снятия телесных барьеров.
Активизировать
в
речи
детей образные выражения
и фразеологизмы (ворон
считать, браниться, голову
повесить).
Помочь детям представить
собственную позицию в
выборе способа воплощения
действий,
образа
литературного персонажа.
Учить припоминать сюжет
по
музыкальной
композиции.
Подводить
к
умению
выразительно интонировать
голоса.
Пантомимический
этюд
«Кривлянье».
Упражнение на ритмизацию
«Движения героев сказки».
Упражнение
на
активизацию лексики.
Игра «Угадай по музыке».
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
Февраль
29-30. Сказка «Кривляки»
31-32. Сказка «Злой принц»
33-34.Сказка «Доброе
Учить
детей
Пантомимические
этюды
«Приглашение»,
«Мучение».
Упражнение на ритмизацию
«Эмоциональные состояния
героев».
Пантомимический
этюд
«Благодарность».
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
адекватно Игра-драматизация.
превращение».
35-36. Сказка «Обидчивое
облачко»
Март
37-38. Сказка «Катя,
медведь и ледяной город»
39-40. Сказка «Лекарство от
плохого настроения».
41-42. Сказка «Цветы для
мамы медведицы».
43-44. Сказка «Как лечили
передавать
собственные
аффективные состояния в
ритме, движении, мимике,
интонации (страх, угроза,
сочувствие, радость).
Развивать
умение
координировать
динамическое
равновесие
моторного поведения и
словесных реакций.
Упражнение
на
активизацию лексики.
Игра
«Угадай
по
движению».
Пантомимические
этюды
«Страх», «Угроза».
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
Учить
угадывать
по
выразительному
исполнению
сказочных
героев.
Развивать
силу
голоса,
высоту,
длительность
звучания, интонационную
выразительность.
Развивать воображение и
фантазию.
Упражнение «Зеркало».
Игра-драматизация.
Игра «Угадай по музыке».
Упражнение
«Тренируем
эмоции».
Этюд «Разные настроения».
Упражнение
на
расслабление с фиксацией
внимания на дыхании.
Учить
передавать
эмоциональное
состояние
«радость»,
используя
различные выразительные
средства.
Формировать
положительные чувства и
эмоции через улыбку.
Учить
эмоционально
воспринимать
настроение
людей.
Развивать
умение
чувствовать
чужое
настроение и сопереживать
окружающим.
Расширять представление об
эмоциях и связанных с ними
физических состояниях.
Игра
«Назови
друга
ласково».
Игра
«Угадай
по
движению».
Игра «Клоун Тяп-Ляп»
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
Закреплять
умение
определять эмоциональное
состояние близких людей,
побуждать
к
оказанию
помощи.
Упражнять в регуляции
своего
эмоционального
состояния.
Игра «Зеркало».
Пантомимический
этюд
«Рассерженный
медвежонок».
Игра «Эхо».
Рисунок «Цветы для мамы».
Упражнение «Зеркало».
Упражнение
«Тренируем
эмоции».
Игра-драматизация.
Игра «Рецепт от плохого
настроения»
Упражнение на напряжение
и расслабление мышц лица.
медведя».
Активизировать
лучшие
черты
ребенка,
чувствительность,
восприимчивость
к
окружающему миру.
Развивать
умение
координировать голос с
мимическими движениями,
движениями рук и тела.
Упражнение
«Тренируем
эмоции».
Этюд «Разные настроения».
Упражнение «Выбери такое
же настроение».
Игра-драматизация.
Упражнение
на
снятие
психического и физического
напряжения.
Учить правильно выражать
свое
эмоциональное
состояние в поведении.
Учить понимать чувства,
переживаемые другими.
Развивать чувство доброты.
Формировать
навыки
социального поведения.
Игра –драматизация.
Упражнение
на
активизацию лексики.
Игра «Кубик».
Тренинг эмоций.
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
47-48. Сказка «Муха
Грязнуха».
Формировать
навыки
социального поведения.
Активизировать
в
речи
детей образные выражения
и фразеологизмы.
Формировать
мотивацию
деятельности и активных
личностных установок.
Игра «Угадай по движению»
Игра «Как помочь героям
сказки».
Пантомимический
этюд
«Муха».
Упражнение на отработку
правильного
диафрагмального дыхания.
49-50. Сказка «День
рождения Васи».
Способствовать
адекватному
ролевому
развитию детей, т.е. учить
принимать роли, адекватные
новым ситуациям.
Оптимизировать общение со
сверстниками.
Упражнение «Разминка»
Упражнение
«Доброе
слово».
Игра-драматизация.
Поведенческий тренинг.
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
51-52. Сказка «Пиф и
Тимка».
Продолжать
знакомство
детей с эмоциями.
Развивать
эмпатию,
воображение.
Развивать выразительность
речи и движений.
Развивать
умение
определять настроение по
Психогимнастика
«Путешествие в сказочный
лес».
Игра «Кривые зеркала».
Упражнение
«Слушаем
музыку».
Игра «Азбука настроения».
Игра
«Закончи
Апрель
45-46. Сказка «Два жадных
медвежонка».
схемам, мимике, движениям
предложение».
53. Сказка «Длинноушконепослушко».
Развивать
представление
детей о себе и своем
отличии от других.
Формировать
у
детей
адекватную самооценку.
Продолжать учить детей
позитивным
способам
общения со сверстниками.
Игра-драматизация «Заяц и
лиса».
Игра «Ласковое слово».
Поведенческий тренинг.
Игра «Угадай по музыке».
Этюд «Зайчик и одуванчик».
Упражнение
на
снятие
психофизического
напряжения.
54-55. Сказка «Путешествие
муравьишки».
Развивать навыки общения
ребенка со сверстниками.
Формировать
у
детей
представление о значении
взаимопомощи на примерах
сказочных персонажей.
Игра «Кенгуру».
Игра
«Волшебные
превращения веревочки».
Игра «Доброе слово».
Рисунок «Картина к сказке».
Игра-драматизация.
Упражнение
на
активизацию лексики.
Упражнение
на
произвольное напряжение и
расслабление мышц.
56-57. Сказка «Три
поросенка».
Обучать детей принимать
роли,
соответствующие
новым
ситуациям,
и
развивать
в
детях
творческое начало;
Оптимизировать общение со
сверстниками.
Май
58. Сказки «Хорошее», «Кто
всех глупее».
59. Сказка «Как светлячок
друга искал».
Игра-драматизация.
Беседа «Злой волк».
Упражнение «Разминка».
Пантомимический
этюд
«Злой волк».
Упражнение «Доброе слово
волку».
Рисунок «Добрый и веселый
волк».
Учить
сознательно Упражнение «Разминка».
управлять
своими Игра «Хорошо-плохо».
эмоциями.
Поведенческий тренинг.
Формировать
Упражнение «Расскажи о
доброжелательное
своем настроении».
отношение к окружающим.
Рисование на тему «Мое
настроение».
Развитие
интереса
к
устойчивого Упражнение «Назови соседа
сверстникам, ласково».
60. Итоговое занятие
«Путешествие в сказку».
Проведение итоговой
диагностики.
представления о дружбе,
чувства эмпатии.
Помогать каждому ребенку
чувствовать
себя более
защищенно, преодолевать
трудности в общении.
Игра-драматизация.
Игра «Передай мячик».
Упражнение
«Дружба
начинается с улыбки».
Этюд «Цветок».
Рисование «Подарок другу».
Повторить пройденное и
закрепить знания, умения
детей;
Развивать навыки общения
ребенка со сверстниками.
Изучить насколько дети
понимают
и
осознают
эмоциональное
состояние
других людей и свое
собственное,
и
каким
образом они выражают свои
эмоции.
Игра «Доброе слово».
Игра «Азбука настроений».
Рисунок
«Картинка
к
сказке».
Методика
изучения
понимания эмоциональных
состояний
людей
(Г.А.
Урунтаева,
Ю.
А.
Афонькина.)
4.2 Содержание обучения
Представленная программа по сказкотерапии представляет собой синтез
современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные
методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация,
фантазирование), пантомимические этюды, ритмические упражнения,
музыкальные зарисовки.
Особое место в данной программе отводится речевым играм. Они
широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими
методами и приемами. В словесной режиссерской игре
речевые игры
помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей.
Игровые методы и приемы в программе используются в определенной
последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в
каждой группе.
Словесное комментирование. Реализация этого метода позволяет
решать две задачи.
1. Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий
эмоциональный отклик, побуждать к высказываниям по содержанию.
Вспомнить и воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом
собственное отношение к поступкам героев сказки помогают вопросы,
предлагаемые после сказки.
2. Подводить к совместному составлению словесных описаний по
восприятию
пантомимических
этюдов,
темпоритма,
музыкальной
композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные
повторы. В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки
дети учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы,
движения персонажа в проблемной ситуации. Подобные упражнения
активизируют разнообразную лексику, сосредоточивают внимание
дошкольников на значении слова, способствуют развитию самоконтроля.
Психогимнастика.
Самыми простыми являются упражнения на
исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети
действуют со взрослым одновременно и одинаково. Общность переживаний
усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом состояний в мимике
и позе педагог помогает наводящими вопросами. Дети могут показать не
только эмоциональные состояния героев, но и передать через пантомиму
неодушевленные предметы, природные явления.
Словесное фантазирование по музыкальной композиции.
Большое значение для эмоциональной включенности ребенка в
выразительное исполнение образа имеет музыкальная композиция. Она же
является сигналом для снятия эмоциональных барьеров через произвольное
напряжение или расслабление мышц тела. Динамика, темп музыкальной
композиции облегчают понимание и отображение в действии, мимике
сказочного образа. Такие альтернативные вопросы, как: «Какое настроение
передает музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или
медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на
полянке или плакать?», - позволяют дошкольникам ориентироваться в
динамике и мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального
отрывка они вспоминают, что происходило с героями сказки.
С помощью лексических средств (прилагательных, наречий) дети
определяют свои эмоции, чувства, возникшие в момент слушания музыки.
Постепенно к старшему дошкольному возрасту у ребенка при восприятии
музыкальной пьесы образуются музыкально-речевые связи. Дошкольник без
труда описывает музыкальные впечатления эпитетами. Ребята с
удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы; они могут
мечтать под музыку, высказываться о возникших под ее впечатлением
ассоциативных представлениях. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети
придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к
характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют
придуманную историю.
Словесная режиссерская игра. Наводящие вопросы побуждают
ребенка представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к
проблемной ситуации интонацию, силу голоса.
С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются
звукоподражательные слова, голоса животных.
Для дошкольников предлагаются интонационные упражнения на
изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального
состояния героя в определенных ситуациях.
Такие упражнения подготавливают ребенка к адекватному звуковому
оформлению целого высказывания. В результате у детей вырабатываются
интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат
опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность,
выразительность, живость.
5. Оценочные и методические материалы
•
•
•
•
•
•
Материальное обеспечение программы:
Деревянная песочница (размер 50х70х10 см), кварцевый песок, наборы
тематических фигурок;
аудиоаппаратура, диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная,
активизирующая, звуки природы, детские песни),
зеркало,
маски театральные, элементы костюмов.
различные виды кукол,
разнообразный художественный материал (пластилин, краски,
фломастеры, карандаши, бумага).
Методическое обеспечение программы:
•
•
•
•
художественная литература,
иллюстрации к сказкам,
демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции»,
картотека игр и психогимнастических упражнений.
Программа
предполагает
эмоционального
развития
заключительного занятия.
итоговую
учащихся
диагностику
социальнои
проведение
итогового
Уровни социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
(по методике Бине-Симона)
Высокий:
• владение адекватными способами выражения своего внутреннего
состояния,
• желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время,
• успешное выполнение и лидерских и пассивных ролей,
• умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем,
• признание и адекватное выполнение правил,
• заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру,
Средний:
• недостаточная инициативность в общении,
• предпочитание исключительно пассивных ролей,
• ситуативная регуляция аффективных проявлений,
• неумение улаживать конфликты,
• недостаточное умение принимать и оказывать помощь,
Низкий:
• нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и
сверстниками,
• отсутствие инициативы в общении,
• избегание взаимодействия,
• отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях,
• исключительная ориентация на собственные действия,
• конфликтность, агрессивность.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 86 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Ляцевич Наталия Леонидовна, Заведующий
18.09.25 14:21 (MSK)
Сертификат D70B9F17295590A54BC98F75CA3C0A61