Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга
Адрес: Богатырский проспект, д.36/2. Тел./факс: 341-70-85
Сайт: 86spb.tvoysadik.ru Электронная почта: primdou-86@yandex.ru
Принято:
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада №86
Приморского района Санкт-Петербурга
Протокол №1 от 29.08.2025
Утверждаю:
Заведующий ГБДОУ детский сад №86
Приморского района Санкт-Петербурга
______________________Н.Л. Ляцевич
Приказ №55/1 от 18.09.2025
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Волшебная глина»
для детей от 6 до 7 лет
Срок реализации 1 год
Разработчик программы:
Педагог доп. образования
Балдина С.В.
Санкт-Петербург
2025г.
Содержание
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.6
1.7.
1.8
2.
3
4.
4.1
4.2
4.3.
4.4.
5.
6.
Пояснительная записка
3
Направленность и нормативно-правовая база дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Адресат дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Условия реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Условия набора и формирования групп
3
Материально-техническое обеспечение программы
Кадровое обеспечение
Планируемые результаты
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа
Цель и задачи
Планируемые результаты освоения программы
Календарно – тематическое планирование
Содержание рабочей программы
Содержание мониторинга степени освоения
программы
Список литературы
учащимися
3
4
4
5
5
6
6
7
8
8
9
9
9
10
13
15
17
2
1. Пояснительная записка
1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы художественная.
1.2. Актуальность программы.
Настоящая Программа относится к дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим
программам
художественной
направленности.
Актуальность программы «Чудесная глина» обусловлена огромной ролью,
которую играет в развитии ребёнка приобщение к ценностям творчества, а
также необходимостью воспитания из дошкольников полноценных
личностей, что едва ли возможно без художественного развития.
Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка,
развитие его мотивации к познанию и творчеству, обеспечение
эмоционального благополучие ребенка; создание условий для творческой
самореализации личности ребенка, его интеграцию в систему мировой и
отечественной культуры, взаимодействие педагога дополнительного
образования с семьей.
Всем известно, что впечатления раннего детства часто остаются в памяти на
всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека
на долгие годы.
Керамика – один из традиционных видов декоративно-прикладного
искусства с глубокими национальными корнями. Знакомясь с народным
творчеством, приобщаясь к глубоким народным источникам, ребёнок
ощущает свою историческую принадлежность к народному искусству.
Удивительное свойство глины (пластичность, прочность) позволяют
использовать её для лепки декоративных скульптур животных, людей,
коробочек, ваз. Занятия керамикой прививают любовь к прекрасному,
обогащают духовный мир ребёнка, развивают его воображение, чувства,
фантазию. В процессе обучения у детей формируется творческое мышление,
ассоциативное воображение, развитие индивидуальности, подъём
интеллекта.
Обучаясь лепке из глины, овладевая техникой владения инструментами для
занятий, способами и приёмами лепки, оформлением и сохранением
готовых изделий, дети учатся работать руками, самостоятельно воплощать
задуманное в конкретный образ.
Образовательное и воспитательное значение лепки очень велико. Лепка
расширяет
кругозор,
способствует
формированию
нравственных
представлений и творческого отношения к жизни. Занятия лепкой
воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное,
характерное. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и
навыки ребенка, мелкую моторику, способность к волевому усилию.
Дети, занимающиеся лепкой, хорошо пишут, рисуют, занимаются
рукоделием. Полученные умения и навыки доставляют большое
эстетическое удовлетворение от изделий, сделанных собственными руками.
3
Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство
радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе.
Работы воспитанников изостудии участвуют в выставках, могут быть
использованы как подарки, сувениры, украшения. Работы востребованы в
оформлении помещений детского сада работами детей, выполненными с
помощью разных техник и отражающими интересное для детей содержание,
в выставках в детском саду и в ближайшем социальном окружении –
библиотеке, муниципальном округе. Большую радость доставляет детям
участие в районных, городских выставках, смотрах, конкурсах.
Таким образом, актуальность программы обусловлена ее практической
значимостью.
Отличительные особенности программы
Глина - удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый,
который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый
взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника.
Это как раз тот материал, с которым дети могут легко справиться. Глина
имеет большие преимущества перед пластилином, который не принимает
краску, а главное – не удобен в работе, так как его надо предварительно
разогреть. Изделия из пластилина недолговечны, а барельефы и плоскостные
изображения не эстетичны, так как дают жирные пятна на основе.
Новизна программы заключается в том, что она позволяет познакомить
учащихся с производством керамических изделий через практические
занятия по лепке и росписи по глине, а также способствует развитию
мелкой моторики, познавательной активности и воображения малышей.
1.3 Адресат программы: дети 6-7 лет.
Объем и срок реализации дополнительной образовательной программы.
Данная программа расчитана на один учебный год.
1.4. Цели и задачи реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Развитие интереса к художественно-творческой активности личности через
создание творческих работ на основе приемов и методов лепки из глины для
детей 6-7 лет
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
Обучающие задачи
- Формирование знаний, умений и навыков особенностям работы с глиной.
- Формировать необходимые знания, умения для творческого
воспроизведения задуманного образа.
- Формировать чувство гармонии, художественного вкуса.
- Обучить различным способам лепки из глины.
- Формировать знания об особенностях росписи керамических изделий.
- Познакомить с народными традициями народного искусства лепки из глины.
4
Развивающие задачи:
- Развивать образные представления, воображение.
- Развивать творческие способности и задатки.
- Развивать умение наблюдать, выделять главное.
- Формировать у ребёнка навык самостоятельного планирования
творческой деятельности.
- Развивать эстетическое восприятие: чувство цвета, формы, композиции,
гармонии.
- Развитие мелкой моторики.
- Развивать чувство ритма при составлении узоров росписи изделий
Воспитательные задачи
- Воспитывать художественный вкус, отзывчивость, уважение к
окружающим людям.
- Воспитывать трудолюбие, упорство, настойчивость, умение добиваться
поставленной цели.
1.5 Условия реализации программы
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- ФЗ-273 Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от
29.12.2012 года № 273;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020;
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 1 марта
2017 г. № 617-р "Об утверждении Методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ в
государственных образовательных организациях Санкт- Петербурга,
находящихся в ведении Комитета по образованию";
- Устав ГБДОУ детского сада № 86 Приморского района Санкт-Петербурга.
1.6 Условия набора и формирования групп
Наполняемость групп не более 15 человек, что соответствует
нормативным показателям и принятым нормам. В группы принимаются
воспитанники 6-7 лет, не имеющие медицинских противопоказаний к
данному виду деятельности. Занятия проводятся два раза в неделю,
продолжительность занятий до 30 минут.
Программа составлена таким образом, что в течение всего года
обучения предоставляется возможность зачисления в группу (по желанию
родителей), если у ребенка возникли интерес и желание заниматься лепкой
из глины.
Срок реализации данной Программы – 1 год, до принятия новой
редакции Программы на следующий учебный год.
5
1.7. Кадровое обеспечение
Занятия проводит педагог дополнительного образования.
Требования к образованию и обучению: среднее специальное или
высшее образование по приоритетному направлению.
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным
программам по профилю педагогической деятельности не реже, чем один
раз в три года.
В целях достижения наибольшей эффективности занятий желательно
взаимодействие с другими педагогами, работающими с данным
контингентом учащихся по другим направлениям воспитания и обучения.
1.8. Материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в
оборудованном кабинете – изостудии. В кабинете есть место для
проведения физминутки.
Оборудование кабинета:
Стол – 6 шт. (6-местные)
Столы парты 8 шт.
Стул детский –16 шт. Мольберт
– 6 шт.
Стеллажи:
2 стеллажа – 120 см.
1 шкаф-стеллаж – 200 см.
Рабочие материалы:
Краски, гуашь, акварель, акриловые краски.
Кисти – разного размера, белка, щетина (круглые,
плоские). Мелки – восковые, акварельные (цветные).
Чернила – черные, разноцветные.
Тушь – черная разноцветная.
Клей – ПВА, клей-карандаш.
Различный бросовый материал (обои, упаковочный картон, веревки, и
т.п.). Бумага – белая (А-4, А-3, А-2, А-1), цветная, картон
разноцветный, белый. Карандаши – простые, цветные.
Ручки – гелевые, цветные.
Фломастеры – цветные.
Глина –серая, белая.
Рабочие емкости под глину, для воды.
Доски-подставки, стеки, палочки, шаблоны.
Демонстрационные материалы:
Творческие работы, керамические изделия воспитанников изостудии.
Пособия – плоские, объемные, методические пособия,
фотоматериалы. Картотека предметных картинок.
Набор диких животных.
Набор муляжей овощей и фруктов.
Предметы народного творчества (демонстрационный материал).
Вспомогательное оборудование:
Научно-методическая литература.
6
Документы планирования учебного процесса (Программа, журнал учета
работы педагога дополнительного образования).
Особенности организации образовательного процесса
Успешное решение поставленных задач на занятиях лепкой из глины с
дошкольниками возможно только при использовании в единстве всех
педагогических принципов и методов обучения.
1.8. Планируемые результаты освоения программы
Предметные
- Знают основные этапы производства декоративных изделий из глины;
- Умеют декорировать изделия различными способами: процарапывание,
украшение рельефом, штампом;
- Знают основные свойства средства художественной выразительности: цвет,
линия, объем;
- Будут знать различные способы лепки;
- Будут уметь составлять орнаменты и декоративные композиции;
- будут знать основные особенности красок, которые используется при росписи
глиняных изделий.
- Будут знать основные этапы технологии керамического производства:
лепка, сушка, обжиг, роспись.
- Могут самостоятельно оценивать созданное декоративное изделие на
различных этапах его создания, в случае необходимости вносить
исправления.
- Могут самостоятельно планировать создание декоративного изделия из
глины.
- Знают оборудование, необходимое для художественной лепки (стеки,
шаблоны, кисти, краски), основные правила техники безопасности.
- Знают основные приёмы работы с материалом (скатывание,
раскатывание, сплющивание, защипывание и т.д.).
Метапредметные
- Умеют работать в коллективе;
- Умеют организовать самостоятельную деятельность с учетом требований
ее безопасности;
- Могут видеть красоту и разнообразие народных промыслов.
- Обладают развитым воображением и фантазией.
Личностные
- Могут самостоятельно дать аргументированную оценку своей работе.
- Могут доводить начатое дело до конца, быть ориентированными на успех.
- Могут проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей.
- Способны работать в команде.
7
Сформируют
ценностные
духовно-нравственные
ориентиры:
уважительное отношение к старшим, культуре других народов, уважать
мнение окружающих, оказывать посильную помощь;
2. Учебный план на 2025-2026 учебный год
Наименование разделов и тем
№
п/
п
1.
2
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Количество
часов/минут
всего теория практика
Форма
контроля
Диагностическая встреча
0,6
0,1
0,5
Тема: «Осеннее дерево», «Цирк».
Панно Роспись
Тема: «Снегурочка». Колокольчик
Тема «Зимняя фантазия». Панно
Коллективная работа.
Темы: «Жар-птица».
Игрушка своими руками.
Филимоновская игрушка. Игрушка
своими руками. «Конек с наездником».
Дымковская игрушка.
«Каргопольская игрушка». Барышня.
Тема «Мой любимый город. Корабли»
Тема: Любимая сказка. «Двенадцать
месяцев». Панно
Тема: «Цветы Победы», «Бабочка»,
«Собачка», «Гномик», «Волшебный
колокольчик».
2,3
0,4
2,9
Диагностика
по
программе
Наблюдение
1,9
0,9
0,3
0,8
2,7
2,7
Наблюдение
Наблюдение
2,3
0,4
3,9
Наблюдение
1,7
0,7
0,3
0,7
2,5
2,5
Наблюдение
Наблюдение
2,3
0,4
2,9
Наблюдение
Темы: «Подарок». Рамка из глины
для своего фото
Диагностическая встреча
2,3
0,4
2,9
Наблюдение
0,6
0,1
0,5
Диагностика
по программе
Итого
30
4,1
25,9
2. Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
Год обучения, возраст
учащихся
Дата начала
обучения по
программе
Дата окончания
обучения по
программе
Всего
учебных
недель
Количество
занятий /
часов
Режим занятий
1 -й год обучения
6 - 7лет
1 октября
31 мая
30
60\30
2 раза в неделю
по 30 минут
8
3. Рабочая программа
3.1. Цель: Развивать у детей художественный вкус, фантазию,
воображение и творчество.
Задачи:
Обучающие:
- формировать знания, умения и навыки работы с глиной;
- научить лепить с натуры и по представлению;
- знакомить с традициями народного искусства по лепке из глины;
- научить детей делать героев из глины в движении;
- формировать умение лепить скульптурные композиции из 2-3 предметов
- закреплять знания цветов, познакомить детей с оттенками. Учить
подбирать цвет, соответствующий предмету. Учить составлять узоры на
плоских и объемных формах.
Развивающие:
- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
- формировать произвольное внимание, восприятие, воображение;
- развивать образное мышление и воображение;
- развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать
словарный запас;
- создать условия к саморазвитию дошкольников;
- развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям продуктивной
деятельностью;
- воспитывать художественный вкус, трудолюбие, любознательность;
- воспитывать наблюдательность и усидчивость;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощь.
3.2. Планируемые результаты освоения программы
- лепка с натуры;
- лепка по представлению;
- динамика движения;
- выразительность образа;
- лепка скульптуры из 2-3 предметов;
- поза;
- пропорции;
- разные способы лепки: сплющивание, защипывание, соединение краев,
оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание, скатывание,
мелкие налепы, устойчивость;
- Рельеф, роспись, использование стеки.
- раскрашивать изделия из глины гуашью;
9
3.3 Календарно-тематическое планирование 6-7 лет
Тема
Пери Неделя
од
I
«Осеннее
дерево».
Панно
октябрь
II
III
IV
I
Развивать
композиционные
умения.
«Осеннее
дерево». Панно
Учить составлять узоры.
Учить детей аккуратно
расписывать красками.
«Жар-птица».
Продолжать развивать у
Игрушка своими детей интерес к народной
руками.
игрушке. Развивать
Филимоновская воображение,
игрушка.
композиционные умения.
Учим оттягивать части из
основной формы.
«Жар-птица».
Продолжать учить детей
Игрушка своими рисовать узоры по
руками.
мотивам народных
Филимоновская росписей, передавая их
колорит.
игрушка.
«Мой
Продолжать знакомить
любимый
детей с родным городом.
город».
Корабли
Содержание
Лепка из глины на
плоскости.
Коллективная
работа.
Роспись красками
– гуашь.
Объёмная лепка.
Роспись красками
– гуашь.
Плоскостная лепка
– налепы,
углубления.
Коллективная
работа
Объёмная лепка из
глины,
использование
стеки, палочек
«Овощи и
фрукты»
Учить правильно
передавать форму,
величину, фактуру
III
«Девочка или
мальчик с
собачкой»
Учить лепить
скульптурные группы,
состоящие из 2-3 фигур.
Лека из глины
объёмных
предметов.
«Моя любимая
игрушка»
Учить передавать
фигуру в движении.
Лека из глины
объёмных
предметов
«Дед Мороз»
Колокольчик
Продолжать учить
передавать человека в
движении,
выразительность поз.
Лека из глины
объёмных
предметов.
ноябрь
II
IV
декабрь
Цель
I
10
II
«Снегурочка»
Колокольчик
«Снежинка»
III
IV
январь
I
II
III
февраль
I
II
III
IV
«Изготовление
новогоднего
сувенира»
Игрушка
своими руками.
«Конек с
наездником».
Дымковская
игрушка.
Игрушка
своими руками.
«Конек с
наездником».
Дымковская
игрушка.
«Зимняя
фантазия».
Панно
Любимая
сказка.
«Двенадцать
месяцев».
Панно
Любимая
сказка.
«Двенадцать
месяцев».
Панно
«Волшебный
колокольчик»
Подарок для
папы.
Развивать
способность к
созданию
художественного
авторского образа.
Учить детей скалкой
раскатывать глину и
вырезать по шаблону
форму.
Развивать
способность к
созданию
художественного
авторского образа.
Продолжать учить
лепить скульптурные
группы, состоящие из 2-3
фигур.
Лека из глины
объёмных
предметов.
Учить самостоятельно
составлять узоры, по
мотивам народных
росписей, передавая их
колорит. Развивать
чувство цвета.
Учить использовать в
работе красную глину
вместе с белой.
Учить самостоятельно
выбирать способ лепки.
Развивать
воображение,
композиционные
умения.
Продолжать учить детей
работать с шаблонами.
Продолжать учить
подбирать
характерную для предмета
гамму.
Роспись.
Плоскостная лепка,
использование
различных
штампов.
Сюжетная лепка.
Лепка из глины
роспись.
Лепка из глины
разных цветов,
роспись.
Коллективная
работа.
Сюжетная лепка на
тему сказки.
Коллективная
работа
Роспись.
Учить составлять узоры на Роспись заготовок.
плоских и объемных
формах.
Продолжать учить детей Лепка.
скалкой
раскатывать
11
март
«Гномик»
I
Подарок для
мамы. Бусы
II
Подарок для
мамы. Бусы
III
IV
апрель
I
«Пасхальное
яичко»
«Мой
любимый
город».
Сфинксы
«Космический
корабль»
II
«Каргопольская
игрушка».
Барышня.
III
«Цирк». Панно
IV
«Бабочка»
глину и вырезать по
шаблону
форму.
Развитие
творческого воображения,
фантазии
Продолжать учить
украшать
изделие углубленным
рельефом,
налепом. Учить
использовать в работе
стеку, палочки, штампы.
Учить красиво сочетать
цвета и их оттенки.
Учить составлять узоры на
плоских и объемных
формах.
Учить красиво сочетать
цвета и их оттенки.
Развивать умение
смешивать краски.
Продолжать учить
работать с шаблонами.
Продолжать учить
детей передавать
форму предмета,
украшать рельефом.
Развитие, воображения,
фантазии, творческих
идей.
Продолжать знакомить
детей с народным
творчеством.
Продолжать учить детей
составлять узоры по
мотивам народных
росписей.
Продолжать учить детей
создавать
образ, сохранив его
характерную форму,
пропорции.
Развивать
способность к
созданию
художественного
авторского образа.
Продолжать учить детей
Объёмная лепка.
Роспись.
Роспись заготовок.
Лепка.
Сюжетная лепка
Объёмная лепка.
Коллективная
работа.
Лепка на
плоскости.
12
выполнять
декоративную лепку.
«Собачка»
II
«Цветы
Победы»
III
«Подарок».
Рамка для фото
май
I
3.4
Продолжать учить лепить Объёмная лепка.
животных в движении.
Закреплять умение
правильно передавать
форму, величину, фактуру
Продолжать учить
Плоскостная и
детей передавать
объемная лепка.
форму предмета,
украшать рельефом.
Воспитание патриотизма.
Развитие воображения,
фантазии.
Плоскостная и
объемная лепка.
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Композиция
Правила и приёмы обработки глины; приёмы стилизации в лепке. Декоративная
композиция. Композиция сюжета. Колорит игрушки, цветовое решение. Виды
орнаментов. Геометрический орнамент. Орнамент каргопольской,
филимоновской и дымковской игрушки.
Практическая часть:
Сбор элементов по филимоновской игрушке, каргопольской и дымковской.
1. Лепка сказочных персонажей
2. Лепка на свободную тему
3. Лепка сувенира
Тема 2. Человек
Изготовление людей. Роспись изделий.
Изготовление сувениров. Самостоятельное составление эскизов.
Изготовление изделий на основе полученных теоретических и практических
навыков.
Практическая часть:
Лепка глиняных игрушек по заданной теме. Роспись изделий.
Тема 3. Любимая сказка
Отличительные свойства глины: пластичность, податливость, готовность
принять любую форму. Использование пластических возможностей
материала в работе над формой: лепка из «куска», «пласта» и «жгутов».
13
Использование пластических возможностей в декоре
«продавливание», «процарапывание», «налеп».
Практическая часть:
Лепка сказочных персонажей. Лепка на свободную тему.
«оттиск»,
Тема 4. Филимоновская игрушка. Техника лепки. История развития.
Особенности лепки и росписи
Знакомство детей с историей возникновения и развития филимоновского
промысла. Особенности техники лепки. Вытягивание деталей из общего
куска глины. Самобытность орнамента филимоновской игрушки. Цветовое
сочетание.
Практическая часть:
Лепка птичек и зверюшек со свистком. Лепка людей. Сушка, побелка, лак.
Создание собственных эскизов для росписи своих игрушек. Роспись изделий.
Тема 5.Каргопольская игрушка. История возникновения. Техника
лепки и росписи игрушек. Сюжет и композиция каргопольской
игрушки
Отличие каргопольской игрушки от дымковской и филимоновской.
Сравнение по форме и росписи. История возникновения. Техника лепки и
росписи. Размер игрушек. Вытягивание деталей. Роспись игрушек, цветовая
гамма, композиция росписи. Сюжетика каргопольской игрушки.
Композиция сюжета. Каргопольская глиняная игрушка.
Мифологические образы каргопольской игрушки: птица Сирин, Полкан.
Разнообразие форм, стилевые особенности, способы и приемы лепки.
Импровизация по мотивам каргопольской игрушки.
Практическая часть:
Лепка птицы Счастья. Лепка женских фигурок с младенцами, с предметами
быта. Налепливание декоративной отделки (пуговиц, шляп и т.д.). Лепка
сюжета (барышни и мужички). Дама под зонтиком.
Побелка (грунтовка) и роспись по собственным эскизам.
Тема 6. Лепка дымковской игрушки
Дымковская игрушка. История развития. Работа по изучению приёмов лепки.
Познакомить детей с легендами возникновения дымковской игрушки. Значение
символов в росписи дымковской игрушки. Подъёмы и спады в дымковском
промысле.
Приёмы лепки. Лепка на основе шаров, колбасок. Соединение деталей,
вытягивание деталей, пустотелые детали, особенности лепки свистулек.
Характер лепки дымковской игрушки, создание спомощью пластики
самостоятельного образа дымки. Особенности росписи. Нанесение ярких
красок на белый фон. Геометрическая роспись, крупный орнамент,
стройное композиционное решение.
Практическая часть:
Лепка и роспись дымковской игрушки.
14
Тема 7. Мой любимый город. Грифоны. Сфинксы
Продолжать
знакомить
детей
с
родным
городом,
его
достопримечательностями, историей. Практическая часть:
Глина и ее свойства. Подготовка глины к работе. Приемы лепки из глины:
скатывание, раскатывание, расплющивание, вдавливание, оттягивание,
прищипывание, примазывание, заглаживание.
Тема 8. Коллективное панно. Осенний лес
Демонстрация работ. Практическая часть:
Инструменты и оборудование для лепки. Организация рабочего места.
Правила безопасности труда.
Способы лепки: скульптурный, конструктивный, комбинированный.
Тема 9. Народный календарь (Пасха). Пасхальное яйцо
Дети знакомятся с историей праздников.
Практическая часть:
Работы символ праздников. Сюжет. Композиции.
Тема 10. Овощи и фрукты
Должен знать: способы создания полых форм
Должен уметь: присоединить разные детали, украсить и раскрасить форму.
Тема 11. «Цветы Победы». 9 мая
Беседа на тему Победы в ВОВ. Что вы знаете о Победе нашего народа над
фашистами. Воспитание патриотизма.
Практическая часть.
Продолжать учить детей передавать форму предмета, украшать рельефом.
4. Содержание мониторинга степени освоения
учащимися 6-7 лет основ лепки из глины.
1. Знание свойств глины и приёмов лепки.
Задания: Слепить вместе с педагогом игрушку поэтапно Критерии:
Высокий уровень: Знает простые свойства глины. Знает простейшие приёмы
лепки: сплющивание, защипывание, вытягивание, раскатывание. Умеет лепить,
используя стеку, создавать узор, добавлять воду для сглаживания поверхности.
Средний уровень: С помощью педагога. Низкий уровень: Не справляется с
заданием.
2. Различает виды игрушек народных промыслов, называет их
(каргопольская, дымковская, филимоновская).
Задание: Учащийся лепит игрушку. Конёк Критерии:
Высокий уровень: учащийся самостоятельно определяется с приёмами лепки,
после показа педагога.
Средний уровень: учащийся повторяет с подсказкой педагога.
Низкий уровень: учащийся не может запомнить и выполнить изделие, даже с
15
подсказками педагога.
3. Коллективная работа. Панно
Задание:
Ребёнку предлагается слепить самостоятельно какую-то часть панно.
Критерии:
Высокий уровень: учащийся самостоятельно выбирает изделие, которое
будет лепить и способ лепки. Декорирует изделие. Умеет лепить совместно
с другими детьми, распределяя обязанности.
Средний уровень: учащийся затрудняется в самостоятельном выборе
изделия и способе лепки.
Низкий уровень: учащийся не хочет участвовать в лепке изделия, если
участвует, то только играет с глиной.
4. Роспись изделия
Задания:
Вместе с детьми педагог расписывает плоскую тарелочку, показывая
основные цвета, технику нанесения мазков.
Критерии:
Высокий – ребёнок самостоятельно подбирает цвет, аккуратно работает с
краской; Средний – с помощью педагога подбирает цвет, не аккуратен с
краской;
Низкий – ребёнок не знает, как расписывать изделие и не принимает помощь.
Фамилия,
имя
учащегося
Оценка уровня освоения программы
Знание
Различает
Коллективная
свойств
каргопольскую
работа.
глины
и , дымковскую,
Панно
приёмов
филимоновску
лепки
ю игрушки
окт. май
окт.
май
окт.
май
Роспись
изделия
(плоская
тарелочка)
Сумма
баллов
окт.
окт.
май
Уровень
освоения
программы
май
окт.
май
Оценка проявлений учащихся производится по каждому показателю и
осуществляется по 3-бальной системе (высокий уровень – 3 балла, средний
– 2 балла, низкий – 1 балл).
Оценка результатов:
Высокий уровень 18-21 баллов.
Средний уровень 17-11 баллов.
Низкий уровень менее 11 баллов.
Определенное количество баллов соответствует определенному уровню.
Динамика развития художественных способностей учащихся при работе с
глиной Динамика развития художественных способностей учащихся выявляется
на основе мониторинга. Динамика развития считается положительной при
условии усвоения программы с высоким и средним уровнем более чем у 85 %
воспитанников
16
Срок реализации данной Программы – 1 год, до принятия новой редакции
Программы на следующий учебный год.
5. Список литературы
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
2. «Волшебная глина» автор Лобанова В.
3. «Глина с характером» автор Лельчук А.М.
4. «Лепка из глины для детей» автор Ращупкина С.Ю.
5. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина» автор Горичева В.С.
6. «Поделки из глины» автор Зайцев В.Б.
7. «Чудеса из глины» автор Лыкова И.А.
8. «Мастерим из глины» автор Пломер А.Л.
9. WWW. MAAM. RU\ detskijsad\
17
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 86 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Ляцевич Наталия Леонидовна, Заведующий
18.09.25 14:30 (MSK)
18
Сертификат D70B9F17295590A54BC98F75CA3C0A61