Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга
Адрес: Богатырский проспект, д.36/2. Тел./факс: 341-70-85
Сайт: 86spb.tvoysadik.ru Электронная почта: primdou-86@yandex.ru
Принято:
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада №86
Приморского района Санкт-Петербурга
Протокол №1 от 29.08.2025
Утверждаю:
Заведующий ГБДОУ детский сад №86
Приморского района Санкт-Петербурга
______________________Н.Л. Ляцевич
Приказ №55/1 от 18.09.2025
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Логоритмика для малышей»
Возраст учащихся: 3-4года
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Тлишева А.М.,
педагог дополнительного
образования
Санкт-Петербург
2025г
Содержание
Пояснительная записка
Основные характеристики Программы:
Направленность Программы
Актуальность Программы
Отличительные особенности Программы
Принципы и подходы к формированию Программ
Адресат Программы
Цель и задачи Программы
Условия реализации Программы:
Условия набора и формирования групп
Материально-техническое и кадровое обеспечение
Программы
1.2.3 Особенности организации образовательного процесса
1.2.4 Планируемые результаты освоения Программы
2.
Учебный план по реализации Программы
3.
Календарный учебный график по реализации Программы
4.
Рабочая программа.
4.1 Календарно-тематическое планирование по программе
«Логоритмика для малышей» на 2025 -2026 учебный год
4.2 Содержание образовательной деятельности по разделам
Программы для детей 3-4 лет
5 Оценочные и методические материалы
5.1 Формы и методы реализации Программы
5.2 Критерии и формы оценки результатов освоения Программы
6.
Список литературы
1
1.1.
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.1.4
1.1.5
1.1.6
1.2.
1.2.1
1.2.2
3
3
3
3
3
4
4
4
5
5
5
6
7
7
9
9
10
11
21
21
22
23
2
1.
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Логоритмика для малышей» (далее – программа) разработана в
соответствии с Федеральным Законом об образовании от 29.12.2012г. №273ФЗ «Об образовании с Российской Федерации» (ред. От 23.05.2025),
Приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации
от
27.07.2022г.
№629 «Об
утверждении Порядка
организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
в
государственных
образовательных
организациях
Санкт-Петербурга,
находящихся в ведении Комитета по образованию (Распоряжение КО от
01.03.2017 № 617-р).
1.1.
Основные характеристики Программы.
1.1.1. Направленность Программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Логоритмика для малышей» (далее – Программа) имеет социальнопедагогическую направленность и направлена на развитие речевой сферы
детей средствами музыки и ритмических движений.
1.1.2. Актуальность Программы.
С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями
речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена
живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих
заболеваний детей, плохая экология. Логоритмика является наиболее
эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление
нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.
Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного
возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении,
словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Логоритмика
помогает соединить речь с движением, способствует развитию чувства
ритма, нормализации и регулированию темпа высказывания.
Таким образом, актуальность данной программы обусловлена ее
практической значимостью.
1.1.3. Отличительные особенности Программы
Отличительной чертой Программы «Логоритмика» является то, что она
позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у
детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом
развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных
способностей. Логоритмические занятия программы включают в себя
здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на
весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному
3
повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова,
расширения словарного запаса детей.
1.1.4. Принципы и подходы к формированию Программы.
Основными принципами к формированию и реализации Программы
являются следующие:
1. Принцип научности: подкрепление всех оздоровительных мероприятий
научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип воспитывающего обучения: воспитатель в процессе обучения
детей одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни,
вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный
мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и
речь.
3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в
начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно
переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
4. Принцип доступности: содержание и объем знаний об окружающем
мире, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту.
5. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: главная
цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на
его индивидуальные и возрастные особенности.
6. Принцип наглядности: все упражнения перед детьми изображает
преподаватель, иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и
четких образов и представлений в сознании дошкольников.
7. Принцип активного обучения: на занятиях логоритмикой используются
активные формы и методы обучения – игры, активное слушание,
творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных
упражнений в движении под музыку.
При разработке Программы учитывался личностный подход к
формированию индивидуального развития каждого ребенка.
1.1.5. Адресат программы
Программа «Логоритмика для малышей» предназначена для детей 3-4
лет.
1.1.6. Цель и задачи Программы
Цель Программы: развитие речи детей средствами музыки и
ритмических движений, развитие личности в целом.
Задачи Программы:
обучающие:
- расширять знания об окружающем мире;
4
- формировать навыки правильного употребления звуков, слов,
предложений, связного текста;
- обучать смене образовательной деятельности, переключаться с одного
задания на другое.
развивающие:
- развивать психические процессы: речь, внимание, мышление;
- развивать и увеличивать объём памяти;
- развивать воображение и ассоциативное мышление;
- развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, мелкую и
общую моторику;
- развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с
речью;
- развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты
речи, творческую фантазию и воображение;
воспитательные:
- воспитывать умение заниматься в коллективе, развивать культуру
общения в процессе взаимодействия с другими детьми;
- воспитывать умение слушать педагога, родителей;
- воспитывать чувства сопереживания к другим людям, животным;
- воспитывать чувство радости от совместных занятий с родителями.
1.2.
Условия реализации Программы.
1.2.1. Условия набора и формирование групп.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы: 3-4 года.
Наполняемость групп - 10 – 15 человек.
Срок обучения по Программе - 1 год.
Общее количество часов – 60 час.
Процесс обучения осуществляется в подгруппах.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия с
детьми 3-4ех лет – 15 минут.
Условия приема в группу:
- достижение ребенком указанного возраста;
- желание родителей и оформление ими соответствующей
документации (заявление + договор).
Диагностический этап при наборе детей в группу отсутствует. В
соответствии с возрастной категорией, дети могут быть зачислены в группы
первого и второго года обучения.
1.2.2. Материально-техническое и кадровое обеспечение Программы
Для реализации данной программы имеется следующее материальнотехническое обеспечение:
1. Оборудование:
5
• Звуковоспроизводящая аппаратура (колонка, магнитофон)
• Спортивный зал
• Скамейки гимнастические
• Обручи
• Мячи «ежики»
• Мячи разных размеров
• Мягкие модули
• Кубики
• Музыкальные инструменты: бубны, маракасы, бубенцы, барабан
• Погремушки
• Корзины, коробки для хранения инвентаря
2. Дидактический материал:
• Игрушки для сюрпризных моментов
• Иллюстрации
• Раздаточный обучающий материал
3. Наглядный материал:
• Плакаты по лексическим темам
• Иллюстрации
• Детские книги
• Игрушки
• Маски
Требования к педагогу:
- кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования,
имеющий курсы повышения квалификации по программе дополнительного
образования.
1.2.3. Особенности организации образовательного процесса
Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой
форме.
I вводная часть:
Включает в себя:
•
различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением
темпа и ритма движений;
•
упражнения на ориентировку в пространстве;
•
упражнения на развитие координации движений, регуляции
мышечного тонуса.
II основная часть:
Включает в себя:
•
развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
•
упражнения на развитие внимания, памяти;
•
упражнения на развитие чувства ритма, темпа;
6
•
•
•
•
упражнения на развитие координации речи с движением;
упражнения на развитие координации пения с движением;
слушание музыки для снятия напряжения;
игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
III заключительная часть:
Включает в себя:
•
упражнения на восстановления дыхания;
•
спокойные виды ходьбы;
•
упражнения на релаксацию.
1.2.4. Планируемые результаты освоения Программы
- расширение знаний об окружающем мире, увеличение словарного
запаса;
- систематизация и закрепление имеющихся знаний по лексическим
темам;
- правильное употребление звуков, слов, предложений;
- умение управлять своим голосом и интонационной выразительностью
речи;
- умение заниматься в коллективе, взаимодействовать с другими
детьми, слушать педагога;
- способность выполнять движения в соответствии со словами;
- способность выполнять оздоровительные голосовые упражнения,
упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые
упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и
расслабления тела;
- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные
виды ходьбы и бега;
- улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного
внимания, памяти;
- способность координировать движения в мелких мышечных группах
пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
- улучшение показателей развития общей моторики;
- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей.
2. Учебный план по реализации Программы для детей 3-4 лет.
Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы для детей 3-4 лет «Логоритмика для
малышей» является нормативным документом, регламентирующим
организацию дополнительной образовательной деятельности
в ГБДОУ
7
детский сад №86
с учетом
учебно-методического, кадрового и
материально-технического оснащения.
Основной задачей планирования является регулирование объема
образовательной нагрузки. Работа с детьми по реализации Программы
осуществляется во второй половине дня.
Количество и продолжительность образовательной деятельности
устанавливается в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21.
В младшей группе (от 3 до 4 лет) занятия проводятся два раза в неделю,
продолжительность одного занятия – 15 минут.
Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Логоритмика для малышей».
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9,10
11,12
13,14
15,16
17,18
19,20
21,22
23
24
25,26
27,28
29,30
31,32
33,34
35,36
37,38
39,40
41,42
43,44
45,46
Наименование разделов
Программы/темы
Дудочка
Про то, как рыжий кот у
бабушки живет
Кот и пес
Чудесное яблоко
Яблонька
Как растили капуту
Заяц в огороде
День рождение зайчика
Домик для воробья
Домок-теремок
Приближается зима
Зимовье зверей
Мельник и медведь
Медвежонок Мишутка
Серебряный ключик
Новогодняя елка
Снеговик
Новогодняя елка в лесу
Помогите птицам
Кукла Аня
Новоселье у куклы
Поезд игрушек
Парад игрушек
Иван Иваныч Самоварыч
У меня полно хлопот
Как козлик маму искал
Паровозик из Ромашково
Зайкина избушка
Количество часов
Формы
всего теория практика контроля
1
1
наблюдение
1
1
наблюдение
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
8
47,48
49,50
51,52
53,54
55,56
57
58
59
60
Храбрый цыпленок
Мамы и малыши
Как Петушок утро проспал
Прогулка в весеннем лесу
Дела много у зверей
Чей это домик?
Пароходик
Дуся ехала на дачу
Итоговое музыкальное
развлечение
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
1
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
1
1
наблюдение
60
60
Возрастные образовательные нагрузки к учебному плану по реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Логоритмика для малышей»
Дополнительная образовательная
деятельность
Образовательная нагрузка
Младшая группа
15 минут
Длительность одного занятия в минутах
Количество занятий в неделю
2
30 минут
Количество минут в неделю
Количество занятий в год
(с 1 октября по 31 мая)
60
900мин = 15ч. 00 мин.
Количество часов в год
3. Календарный учебный график
Год
обучения
1год
обучения
Дата начала
Дата
обучения по окончания
Программе обучения по
Программе
01.10.25г
31.05.26
Всего Количество
учебных учебных
недель
часов
30
60 часов
Режим занятий
2 раза в неделю
по 15 минут
Время занятий:
16.00-17.00
4. Рабочая программа
Программа «Логоритмика для малышей» направлена на всестороннее
развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными
навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла
предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески
9
проявлять
себя.
Кроме
того,
логоритмика
с
использованием
здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на
здоровье ребенка. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и
оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в
речевые и пальчиковые игры. В ходе занятия вводятся элементы
психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
4.1. Календарно-тематическое планирование по программе
«Логоритмика для малышей» на 2025 -2026 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Дата
проведения
занятия
Плани Факти
руемая ческая
Тема занятия
Всего
часов
Дудочка
Про то, как рыжий кот у бабушки живет
Кот и пес
Чудесное яблоко
Яблонька
Как растили капуту
Заяц в огороде
День рождение зайчика
1
1
1
1
1
1
1
1
Домик для воробья
2
Домок-теремок
2
Приближается зима
2
Зимовье зверей
2
Мельник и медведь
2
Медвежонок Мишутка
2
Серебряный ключик
2
Новогодняя елка
Снеговик
1
1
Новогодняя елка в лесу
2
Помогите птицам
2
Кукла Аня
2
10
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
Новоселье у куклы
2
Поезд игрушек
2
Парад игрушек
2
Иван Иваныч Самоварыч
2
У меня полно хлопот
2
Как козлик маму искал
2
Паровозик из Ромашково
2
Зайкина избушка
2
Храбрый цыпленок
2
Мамы и малыши
2
Как Петушок утро проспал
2
Прогулка в весеннем лесу
2
Дела много у зверей
2
Чей это домик?
Пароходик
Дуся ехала на дачу
Итоговое музыкальное развлечение
1
1
1
1
ВСЕГО ЗАНЯТИЙ
60
• Взаимодействие с семьей:
Родительские собрания – Сентябрь: информирование о цели и задачах
Программы; ознакомление с кратким содержанием Программы;
Открытые занятия - Апрель – демонстрация достигнутых
результатов;
Индивидуальные консультации - по запросу.
11
4.2.
Содержание образовательной деятельности по Программе.
Наименование
разделов
№
Программы/
Теория
темы
1
Дудочка
Знакомить с
понятием
«Осень», как
временем года.
Его признаками.
2
Про то, как
рыжий кот у
бабушки
живет
3
Кот и пес
4
Чудесное
яблоко
Содержание
Практика
Артикуляционная гимнастика
«Дудочка»
Танец «Весело идем»
Песня с движением «Ку-ку», «Ай
ты, дудочка-дуда», «Ладушки»
Стихотворение с движениями
«Ветер»
Пальчиковая игра «Лапушки ладушки»
Знакомить детей Упражнение на звукоподражание
с домашними
«Дудочка»
животными:
Танец «Весело идем»
котом, с его
Стихотворение с движениями с
внешним видом и элементами артикуляционной
повадками.
гимнастики «Про кота»
Песня с движением «Ай ты,
дудочка-дуда», «Ладушки»
Пальчиковая игра «Лапушкиладушки», «Царапки»
Речевая игра «Кто как поет»
Стихотворение с движениями
«Ветер»
Подвижная игра «Кот и мыши»
Расширять
Песня «Кошка», «Жучка»
знания детей о
Танец «Весело идем»
домашних
Артикуляционная гимнастика
животных: кот,
«Киска лакает молоко»
собака.
Песня с движением «Ай ты,
дудочка-дуда», «Ладушки»
Пальчиковая игра «Лапушкиладушки», «Царапки»
Речевая игра «Кто как поет»
Стихотворение с движениями
«Ветер», «Гриб»
Подвижная игра «Кот и мыши»
Закреплять
Стихотворение с движениями
знания об осени, «Ножки», «Ветер», «Гриб»,
как временем
«Дедушка Егор»
года, его
Песня с движением «Ай ты,
12
признаках.
5
6
7
дудочка-дуда», «Ладушки»
Песня «Жучка»
Пальчиковая игра «Лапушкиладушки», «Царапки»
Артикуляционная гимнастика
«Лошадка»
Речевая игра «Кто как поет»
Подвижная игра «Кот и мыши»
Яблонька
Расширять
Стихотворение с движениями
знания об осени, «Яблоки», «Филин», «Гриб»,
урожае.
«Дедушка Егор», «Ножки»
Закрепить знания Танец с листьями
детей о лесных
Артикуляционная гимнастика
жителях.
«Пыхтелка», «Зверек», «Мишка
вытягивает губы»
Пальчиковая игра «Зайчик»
Игра «Яблочко»
Песня о дожде по выбору
Как растили
Закреплять
Стихотворение с движениями
капуту
знания детей по «Ножки», «Шла собака», «Филин»,
теме «Овощи».
«Дедушка Егор»
Французский народный хоровод
«Вы умеете сажать капусту?»
Стихотворение с движениями с
элементами артикуляционной
гимнастики «На грядке»
Песня «Жучка», «В огороде
заинька»
Игра «Яблочко»
Стихотворение с массажем
«Дождик»
Песня о дожде по выбору
Танец с листьями
Пальчиковая игра «Зайчик»
Заяц в огороде Закреплять
Французский народный хоровод
знания детей по «Вы умеете сажать капусту?»
теме «Овощи»,
Стихотворение с массажем
«Осень».
«Дождик»
Песня о дожде по выбору
Стихотворение с движениями
«Овощи», «Гриб», «Филин»
Игра «Яблочко»
Пальчиковая игра «Осенние
листья», «Зайчик»
Танец с листьями
13
8
День
рождение
зайчика
Закрепить знания
детей о лесных
жителях, о
признаках осени.
9,
10
Домик для
воробья
Закреплять
знания об осени.
Знакомить с
жизнью птиц
осенью.
11, Домок12 теремок
Закрепить знания
детей о жизни
лесных жителей
осенью.
13, Приближается Закреплять
Песня «Жучка»
Артикуляционная гимнастика
«Зайчик»
Стихотворение с движениями «Шла
собака»
Стихотворение с движениями
«Ножки», «Зайка», «Гриб»,
«Филин», «Дедушка Егор»
Стихотворение с массажем
«Дождик»
Песня об осени по выбору
Песня «В огороде заинька»
Пальчиковая игра «Осенние
листья», «Зайчик»
Танец с листьями
Артикуляционная гимнастика
«Подуем на горячий чай», «Очень
вкусно», «Откусим пирожок»
Танец «Веселая пляска»
Стихотворение с движениями «Шла
собака», «Дом», «Воробей», «Гуси»
Пальчиковая игра «Царапки»,
«Осенние листья»
Танец «Веселая пляска»
Артикуляционная гимнастика
«Птенчик»
Стихотворение с массажем
«Дождик»
Игра «Яблочко»
Песня об осени по выбору
Танец с листьями по выбору
Стихотворение с движениями
«Дубок», «Дом», «Воробей»,
«Гуси», «Зайка»
Песня об осени по выбору
Стихотворение с массажем
«Дождик»
Артикуляционная гимнастика
«Пила», «Топор», «Молоток»
Пальчиковая игра «Ватрушки»,
«Осенние листья»
Песня «В огороде заинька»
Танец с листьями по выбору
Танец «Веселая пляска»
Стихотворение с движениями
14
14
зима
15, Зимовье
16 зверей
17, Мельник и
18 медведь
19, Медвежонок
20 Мишутка
21, Серебряный
22 ключик
знания детей о
зиме, как
времени года.
«Валенки», «Дом», «Воробей»,
«Помощник», «Дубок»
Артикуляционная гимнастика
«Погреем руки»
Песня об осени по выбору
Песня «Жучка»
Танец «Веселая пляска»
Речевая игра «Кто как кричит»
Пальчиковая игра «Ватрушки»
Муз. игра «Колокольчик»
Закреплять
Стихотворение с движениями
знания детей о
«Дубок», «Стройка», «Валенки»,
зиме, о жизни
«Дом», «Помощник»
лесных зверей
Танец «Веселая пляска»
зимой.
Песня о зиме по выбору
Пальчиковая игра «Ватрушки»
Артикуляционная гимнастика
«Рычание», «Вой»
Речевая игра «Кто как кричит»
Закреплять
Стихотворение с движениями
знания детей о
«Дубок», «Снежинки», «Воробей»,
зиме, о жизни
«Валенки», «Дом», «Дуйте ветры»,
лесных зверей
«Едем на лошадке»
зимой.
Песня о зиме по выбору
Стихотворение с массажем пальцев
«Шел медведь»
Пальчиковая игра «Ватрушки»
Артикуляционная гимнастика
«Лошадка и кучер»
Закреплять
Стихотворение с движениями
знания детей о
«Елка», «Снежинки», «Валенки»
медведе, зиме и Стихотворение с массажем пальцев
зимних явлениях. «Шел медведь»
Песня о зиме по выбору
Подвижная игра «Снежки»
Песня с движениями «Зимние
забавы»
Муз. игра «Колокольчик»
Ритмическая игра «Снегирь»
Новогодний хоровод по выбору
Познакомить
Песня с движениями «Зимние
детей с Дедом
забавы»
морозом и
Стихотворение с движениями
праздником
«Снежинки», «Елка», «Едем на
Новый год.
лошадке»
15
23
Новогодняя
елка
24
Снеговик
25, Новогодняя
26 елка в лесу
27, Помогите
28 птицам
Песня о зиме и Деде Морозе по
выбору
Ритмическая игра «Снегирь»
Артикуляционная гимнастика
«Трубочка, «Улыбка»
Шел медведь»
Пальчиковая игра «Ватрушки»
Песня «Жучка»
Подвижная игра «Снежки»
Новогодний хоровод по выбору
Закреплять
Новогодний хоровод по выбору
знания детей о
Стихотворение с движениями
зиме, Новом годе «Снежинки», «Елка»
и Деде Морозе.
Песня с движениями «Лиса по лесу
ходила», «Зимние забавы»
Ритмическая игра «Снегирь»
Подвижная игра «Снежки»
Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
Закреплять
Новогодний хоровод по выбору
знания детей о
Стихотворение с движениями
зиме, Новом годе «Снежинки», «Снеговик», «Елка»
и Деде Морозе.
Песня о Деде Морозе по выбору
Песня с движениями «Лиса по лесу
ходила»
Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
Подвижная игра «Снежки»
Познакомить
Песня с движениями «Зимние
детей с лесными забавы»
птицами.
Стихотворение с движениями
«Елка», «Лесные гости»,
«Снеговик»
Ритмическая игра «Снегирь»
Песня с движениями «Лиса по лесу
ходила»
Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
Подвижная игра «Снежки»
Новогодний хоровод по выбору
Познакомить
Песня о зиме по выбору
детей с жизнью Стихотворение с движениями
зверей и птиц
«Елка», «Снежинки», «Снеговик»,
зимой.
«Птички»
Стихотворение с массажем пальцев
«Шел медведь»
Песня с движениями «Лиса по лесу
ходила»
16
29, Кукла Аня
30
Закреплять
знания детей о
режиме дня и
гигиенических
правилах.
31, Новоселье у
32 куклы
Закреплять
знания детей о
режиме дня и
гигиенических
правилах.
33, Поезд
34 игрушек
Закреплять
знания детей об
игрушках.
35, Парад
36 игрушек
Закреплять
знания детей об
игрушках.
37, Иван Иваныч
38 Самоварыч
Закреплять
знания о семье
Подвижная игра «Снежки»
Стихотворения с движениями «Раздва», «Птички», «Снеговик»
Упражнение на произношение звука
[с] «Водичка»
Песня «Зима»
Песня с движениями «Зимние
забавы»
Игра «Прятки с платком»
Стихотворения с движениями «Раздва», «Дом», «Самолет»,
«Игрушки», «Танцуй моя кукла»
Песня с движениями «Бобик»
Пальчиковая игра «Хлебушек»
Артикуляционная гимнастика
«Чашечка», «Конфетка»
Французский танец «Куклы»
Игра «Прятки с платком»
Стихотворения с движениями
«Танцуй моя кукла», «Аты-баты»,
«Самолет»
Французский танец «Куклы»
Песня с движениями «Бобик»,
«Барабан»
Песня «Самолет», «Паровоз»
Пальчиковая игра «Хлебушек»
Игра «Прятки с платком»
Стихотворения с движениями
«Танцуй моя кукла», «Конь», «Атыбаты», «Самолет», «Раз-два»
Французский танец «Куклы»
Песня с движениями «Барабан»
Песня «Молодой солдат»,
«Самолет», «На парад идем»
Пальчиковая игра «Хлебушек»
Танец с флажками
Танец с флажками
Пальчиковая игра «Семья»,
«Хлебушек», «Помощники»
Стихотворения с движениями
«Танцуй моя кукла», «Конь», «Атыбаты», «Самовар»
Артикуляционная гимнастика
«Самовар», «Киска лакает молоко»
Песня с движениями «Барабан»
17
39, У меня полно
40 хлопот
41, Как козлик
42 маму искал
43, Паровозик из
44 Ромашково
45, Зайкина
46 избушка
47, Храбрый
48 цыпленок
Песня о бабушке по выбору
Французский танец «Куклы»
Игра «Прятки с платком»
Закреплять
Пальчиковая игра «Семья»,
знания о семье, о «Хозяйка», «Помощники»
семейных
Стихотворения с движениями
заботах.
«Танцуй моя кукла», «Конь», «Атыбаты»
Французский танец «Куклы»
Песня с движениями «Буль-буль»,
«Барабан»
Песня о маме по выбору
Закреплять
Пальчиковая игра «Семья»,
знания детей о
«Хозяйка», «Помощники»
домашних
Стихотворения с движениями
животных.
«Козлята», «Барашеньки»,
«Козленок»
Песня с массажем «Из раскрытого
окошка»
Песня с движениями «Бобик»
Песня о маме по выбору
Закреплять
Пальчиковая игра «Семья»,
знания детей о
«Подснежник»
весне, ее
Песня о маме, о весне по выбору
признаках.
Песня с массажем «Из раскрытого
окошка»
Стихотворения с движениями
«Козленок»
Речевая игра «Пение птиц»
Песня с движениями «Поезд»
Артикуляционная гимнастика
«Ветерок»
Весенний хоровод по выбору
Закреплять
Фонопедическое упражнение
знания детей о
«Весенняя песенка»
весне, ее
Песня о весне по выбору
признаках.
Песня с движениями «Поезд»
Речевая игра «Пение птиц»
Пальчиковая игра «Подснежник»
Упражнение на развитее слухового
внимания «Перепрыгни через лужу»
Подвижная игра «Жуки»
Весенний хоровод по выбору
Закреплять
Речевая игра «Пение птиц», «Кто
знания детей о
как кричит»
18
49, Мамы и
50 малыши
51, Как Петушок
52 утро проспал
53, Прогулка в
54 весеннем лесу
домашних птицах Песня о весне по выбору
и животных.
Пальчиковая игра «Подснежник»,
«Хрюшка»
Песня «Петушок»
Артикуляционная гимнастика
«Индюк»
Песня с движениями «Белые гуси»,
«Курица», «Цыплята»
Подвижная игра «Жуки»
Закреплять
Речевая игра «Пение птиц»
знания детей о
Фонопедическое упражнение
домашних
«Весенняя песенка»
птицах,
Весенний хоровод по выбору
животных и их
Песня «Петушок»
детенышах.
Стихотворения с движениями
«Козленок», «Конь»
Песня с движениями «Белые гуси»,
«Цыплята»
Артикуляционная гимнастика
«Теленок пьет молоко», «Теленок
улыбается», Теленок вытягивает
язычок»
Пальчиковая игра «Хрюшка»
Подвижная игра «Жуки»
Игра на муз. инструментах «Наш
оркестр»
Закреплять
Фонопедическое упражнение
знания детей о
«Весенняя песенка»
домашних птицах Песня о весне по выбору
и животных.
Стихотворения с движениями
«Козленок», «Барашенька», «Конь»
Пальчиковая игра «Хрюшка»
Игра на муз. инструментах «Наш
оркестр»
Песня «Петушок»
Подвижная игра «Жуки»
Весенний хоровод по выбору
Закреплять
Песня с массажем «В открытое
знания детей о
окошко»
весне.
Песня с движениями «Поезд»,
«Солнышко»
Песня о весне по выбору
Стихотворения с движениями
«Солнышко»
Речевая игра «Кто как кричит»
19
55, Дела много у
56 зверей
Закреплять
знания детей о
весне.
57
Чей это
домик?
Закреплять
знания детей о
весне.
58
Пароходик
Закреплять
знания детей о
весне.
59
Дуся ехала на
дачу
Закреплять
знания детей о
весне и лете.
Пальчиковая игра «Маленький
зайчишка»
Игра «Мишка, попляши»
Игра на муз. инструментах «Наш
оркестр»
Стихотворения с движениями
«Солнышко»
Артикуляционная гимнастика
«Иголочка», «Катушка»
Речевая игра «Кто как кричит»
Игра на муз. инструментах «Наш
оркестр»
Песня с движениями «Кастрюляхитрюля», «Веселый танец»
Пальчиковая игра «Маленький
зайчишка»
Игра «Мишка, попляши»
Песня с массажем «Из раскрытого
окошка»
Песня о весне по выбору
Песня с движениями «Веселый
танец», «Солнышко», «Синичка»
Пальчиковая игра «Маленький
зайчишка»
Артикуляционная гимнастика
«Хобот»
Стихотворения с движениями
«Солнышко», «Улитка»
Речевая игра «Кто как кричит»
Игра «Мишка, попляши»
Песня с движениями «Солнышко»,
«Синичка», «Веселый танец»
Песня о пароходике
Пальчиковая игра «Маленький
зайчишка»
Стихотворения с движениями
«Улитка», «Солнышко»
Речевая игра «Кто как кричит»
Игра «Мишка, попляши»
Французская народная песня «Идем
гуськом»
Стихотворения с движениями
«Солнышко», «Улитка»
Песня с движениями «Солнышко»,
«Синичка», «Веселый танец»
20
60
Итоговое
музыкальное
развлечение
5.
5.1.
Закреплять
полученные в
течении года
знания.
Артикуляционная гимнастика
«Любопытный язычок»
Игра «Мишка, попляши»
Пальчиковая игра «Семья»,
«Маленький зайчишка»
Речевая игра «Кто как кричит»
Французская народная песня «Идем
гуськом»
Содержание по выбору педагога
Оценочные и методические материалы
Формы и методы реализации Программы.
Форма обучения – специальное организованные занятия, которые
проводятся два раза в неделю в течение учебного года в соответствии с
годовым календарным учебным графиком.
Форма организации деятельности детей на занятии – индивидуальноподгрупповая;
Форма проведения занятий – занятие-игра;
Методы реализации Программы:
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба, маршировка и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса
развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как
четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные
упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость.
Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого
дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также
продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды
памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей,
способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью
автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения,
отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей
развивается фонематический слух и слуховое внимание.
• Речевые игры - способствует быстрому запоминанию игры и
облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа.
21
• Пение песен развивает память, внимание, мышление.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие
подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому,
развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему
речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных
занятиях, проводятся чаще под музыку.
• Элементарное музицирование на детских музыкальных
инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа,
улучшает внимание, память.
• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в
координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту
реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма,
сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
5.2.
Критерии и формы оценки результатов освоения
Программы.
Результаты работы по реализации программы отслеживаются в течение
учебного года методом наблюдения. Оценка результатов предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы
ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
• степень помощи, которую оказывает педагог детям при выполнении
заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность обучающегося;
• поведение воспитанников на занятиях: живость, активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий;
• косвенным показателем эффективности данных занятий может быть
повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение
мыслительной деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы.
Для проверки результативности обучения применяются такая форма
как – музыкальное развлечение.
22
6. Список литературы
1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет.
– М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для
детей с нарушениями речи» - М., 2004.
4. Кишиневская М., Кузнецова Е. «Логоритмика с детьми 3-4 лет
(конспекты занятий). I полугодие.» - ISBN 978-5-4498-8695-8, 2024.
5. Кишиневская М., Кузнецова Е. «Логоритмика с детьми 3-4 лет
(конспекты занятий). II полугодие.» - ISBN 978-5-4498-8695-8, 2024.
6. Кишиневская М., Кузнецова Е. «Запуск речи. Принципы работы и
конспекты занятий» ISBN 978-5-0060-0596-9 2023.
7. Бунина В.С., Степанчишина Д.В. «Песенки – болтушки для запуска речи
детей» - М: Издательство АСТ 2024.
8. Судакова Е.А. «Логоритмические музыкально-игровые упражнения для
дошкольнико» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2017.
9. Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционноразвивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения,
песенки» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 86 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Ляцевич Наталия Леонидовна, Заведующий
18.09.25 14:54 (MSK)
23
Сертификат D70B9F17295590A54BC98F75CA3C0A61