Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №86 Приморского района Санкт-Петербурга
Адрес: Богатырский проспект, д.36/2. Тел./факс: 341-70-85
Сайт: 86spb.tvoysadik.ru Электронная почта: primdou-86@yandex.ru
Принято:
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада №86
Приморского района Санкт-Петербурга
Протокол №1 от 29.08.2025
Утверждаю:
Заведующий ГБДОУ детский сад №86
Приморского района Санкт-Петербурга
______________________Н.Л. Ляцевич
Приказ №55/1 от 18.09.2025
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Логоритмика для малышей»
Возраст учащихся: 2-3года
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Тлишева А.М.,
педагог дополнительного
образования
Санкт-Петербург
2025г
1
Содержание
Пояснительная записка
Основные характеристики Программы:
Направленность Программы
Актуальность Программы
Отличительные особенности Программы
Принципы и подходы к формированию Программ
Адресат Программы
Цель и задачи Программы
Условия реализации Программы:
Условия набора и формирования групп
Материально-техническое и кадровое обеспечение
Программы
1.2.3 Особенности организации образовательного процесса
1.2.4 Планируемые результаты освоения Программы
2.
Учебный план по реализации Программы
3.
Календарный учебный график по реализации Программы
4.
Рабочая программа.
4.1 Календарно-тематическое планирование по программе
«Логоритмика для малышей» на 2025 -2026 учебный год
4.2 Содержание образовательной деятельности по разделам
Программы для детей 2-3 лет
5 Оценочные и методические материалы
5.1 Формы и методы реализации Программы
5.2 Критерии и формы оценки результатов освоения Программы
6.
Список литературы
1
1.1.
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.1.4
1.1.5
1.1.6
1.2.
1.2.1
1.2.2
3
3
3
3
3
4
4
4
5
5
5
6
7
7
9
9
10
11
19
19
20
21
2
1.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Логоритмика для малышей» (далее – Программа)
разработана в
соответствии с Федеральным Законом об образовании от 29.12.2012г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 23.05.2025),
Приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации
от
27.07.2022г.
№629 «Об
утверждении Порядка
организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», Методическими рекомендациями по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
в
государственных
образовательных
организациях
Санкт-Петербурга,
находящихся в ведении Комитета по образованию (Распоряжение КО от
01.03.2017 № 617-р).
1.1.
Основные характеристики Программы.
1.1.1. Направленность Программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Логоритмика для малышей» (далее – программа) имеет социальнопедагогическую направленность и направлена на развитие речевой сферы
детей средствами музыки и ритмических движений.
1.1.2. Актуальность Программы.
С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями
речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена
живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих
заболеваний детей, плохая экология. Логоритмика является наиболее
эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление
нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.
Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного
возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении,
словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Логоритмика
помогает соединить речь с движением, способствует развитию чувства
ритма, нормализации и регулированию темпа высказывания.
Таким образом, актуальность данной программы обусловлена ее
практической значимостью.
1.1.3. Отличительные особенности Программы
Отличительной чертой Программы «Логоритмика» является то, что она
позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у
детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом
развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных
способностей. Логоритмические занятия программы включают в себя
здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на
3
весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному
повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова,
расширения словарного запаса детей.
1.1.4. Принципы и подходы к формированию Программы.
Основными принципами к формированию и реализации Программы
являются следующие:
1. Принцип научности: подкрепление всех оздоровительных мероприятий
научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип воспитывающего обучения: воспитатель в процессе обучения
детей одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни,
вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный
мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и
речь.
3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в
начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно
переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
4. Принцип доступности: содержание и объем знаний об окружающем
мире, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту.
5. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: главная
цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на
его индивидуальные и возрастные особенности.
6. Принцип наглядности: все упражнения перед детьми изображает
преподаватель, иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых
объектов и понятий способствует формированию более полных и
четких образов и представлений в сознании дошкольников.
7. Принцип активного обучения: на занятиях логоритмикой используются
активные формы и методы обучения – игры, активное слушание,
творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных
упражнений в движении под музыку.
При разработке Программы учитывался личностный подход к
формированию индивидуального развития каждого ребенка.
1.1.5. Адресат Программы
Программа «Логоритмика для малышей» предназначена для детей 2-3
лет.
1.1.6. Цель и задачи Программы
Цель Программы: развитие речи детей средствами музыки и
ритмических движений, развитие личности в целом.
Задачи Программы:
обучающие:
4
- расширять знания об окружающем мире;
- формировать навыки правильного употребления звуков, слов,
предложений, связного текста;
- формировать двигательные умения и навыки во взаимосвязи с речью;
развивающие:
- развивать психические процессы: речь, внимание, мышление;
- развивать и увеличивать объём памяти;
- развивать воображение и ассоциативное мышление;
- развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, мелкую и
общую моторику;
- развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты
речи, творческую фантазию и воображение;
воспитательные:
- воспитывать умение заниматься в коллективе, развивать культуру
общения в процессе взаимодействия с другими детьми;
- воспитывать умение слушать педагога, родителей;
- воспитывать чувства сопереживания к другим людям, животным;
- воспитывать чувство радости от совместных занятий с родителями.
1.2.
Условия реализации Программы.
1.2.1. Условия набора и формирование групп.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы: 2-3 года.
Наполняемость групп - 15 человек.
Срок обучения по Программе - 1 год. Общее количество часов
– 60
час.
Процесс обучения осуществляется в подгруппах.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия с
детьми 2-3 лет – 10 минут.
Условия приема в группу:
- достижение ребенком указанного возраста;
- желание родителей и оформление ими соответствующей
документации (заявление + договор).
Диагностический этап при наборе детей в группу отсутствует. В
соответствии с возрастной категорией, дети могут быть зачислены в группы
первого и второго года обучения.
1.2.2. Материально-техническое и кадровое обеспечение Программы
Для реализации данной программы имеется следующее материальнотехническое обеспечение:
1. Оборудование:
• Звуковоспроизводящая аппаратура (колонка, магнитофон)
• Спортивный зал
5
• Скамейки гимнастические
• Обручи
• Мячи «ежики»
• Мячи разных размеров
• Мягкие модули
• Кубики
• Музыкальные инструменты: бубны, маракасы, бубенцы, барабан
• Погремушки
• Корзины, коробки для хранения инвентаря
2. Дидактический материал:
• Игрушки для сюрпризных моментов
• Иллюстрации
• Раздаточный обучающий материал
3. Наглядный материал:
• Плакаты по лексическим темам
• Иллюстрации
• Детские книги
• Игрушки
• Маски
Требования к педагогу:
- кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования,
имеющий курсы повышения квалификации по программе дополнительного
образования.
1.2.3. Особенности организации образовательного процесса
Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой
форме.
I вводная часть:
Включает в себя:
•
различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением
темпа и ритма движений;
•
упражнения на ориентировку в пространстве;
•
упражнения на развитие координации движений, регуляции
мышечного тонуса.
II основная часть:
Включает в себя:
•
развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
•
упражнения на развитие внимания, памяти;
•
упражнения на развитие чувства ритма, темпа;
•
упражнения на развитие координации речи с движением;
•
упражнения на развитие координации пения с движением;
6
•
•
слушание музыки для снятия напряжения;
игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
III заключительная часть:
Включает в себя:
•
упражнения на восстановления дыхания;
•
спокойные виды ходьбы;
•
упражнения на релаксацию.
1.2.4. Планируемые результаты освоения Программы
- расширение знаний об окружающем мире, увеличение словарного
запаса;
- систематизация и закрепление имеющихся знаний по лексическим
темам;
- правильное употребление звуков, слов, предложений;
- умение переключаться с одного задания на другое;
- умение заниматься в коллективе, взаимодействовать с другими
детьми, слушать педагога;
- способность выполнять движения в соответствии со словами;
- способность выполнять оздоровительные голосовые упражнения,
упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые
упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и
расслабления тела;
- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении;
- улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного
внимания, памяти;
- способность координировать движения в мелких мышечных группах
пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
- улучшение показателей развития общей моторики;
- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей.
2. Учебный план по реализации Программы для детей 2-3 лет.
Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы для детей 2-3 лет «Логоритмика для
малышей» является нормативным документом, регламентирующим
организацию дополнительной образовательной деятельности
в ГБДОУ
детский сад №86
с учетом
учебно-методического, кадрового и
материально-технического оснащения.
Основной задачей планирования является регулирование объема
образовательной нагрузки. Работа с детьми по реализации Программы
осуществляется во второй половине дня.
7
Количество и продолжительность образовательной деятельности
устанавливается в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21.
В первой группе раннего возраста (от 2 до 3 лет) занятия проводятся два раза
в неделю, продолжительность одного занятия – 10 минут.
Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Логоритмика для малышей».
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9,10
11,12
13,14
15,16
17,18
19,20
21,22
23
24
25,26
27,28
29,30
31,32
33,34
35,36
37,38
39,40
41,42
43,44
45,46
47,48
49,50
51,52
53,54
55,56
Наименование разделов
Программы/темы
Встреча с белочкой в осеннем
лесу
Сидит белка на тележке
Кто грибок найдет?
Гости
В огороде заинька
Зайкина капуста
Лучшая игра
Утёнок и его друзья
Про кота
Кот Василий
Кот и кошка
Утки – беленькие грудки
Зайчик в гостях у ребят
Зайкин дом
Белкина помощница
Чудо-ёлка
Подарки Дедушки Мороза
Птичья ёлка
Мороз и птички
Танюшка
Вкусная каша
Алёнушка и лошадка
Лошадка
Капризная внучка
Хозяюшка
Котёнок и щенок
Про собачку
Таня пропала
Верные друзья
Про петушка
Уточка и курочка
Цыплячий переполох
Радуга-горка
Количество часов
Формы
всего теория практика контроля
1
1
наблюдение
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
8
57
58
59
60
Майский день
Про зелёную лягушку
После дождя
Итоговое музыкальное
развлечение
1
1
1
наблюдение
наблюдение
наблюдение
1
1
наблюдение
60
60
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ
1
1
1
Возрастные образовательные нагрузки к учебному плану по реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Логоритмика для малышей»
Дополнительная образовательная
деятельность
Образовательная нагрузка
Первая группа раннего возраста
10 минут
Длительность одного занятия в минутах
Количество занятий в неделю
2
20 минут
Количество минут в неделю
Количество занятий в год
(с 1 октября по 31 мая)
60
600мин = 10ч. 00 мин.
Количество часов в год
3. Календарный учебный график
Год
обучения
Дата начала
Дата
обучения по окончания
Программе обучения по
Программе
1год
01.10.25г
обучения
31.05.26
Всего Количество
учебных
учебных
недель
часов
30
60 часов
Режим занятий
2 раза в неделю
по 10 минут
Время занятий:
16.00-17.00
4.
Рабочая программа
Программа «Логоритмика для малышей» направлена на всестороннее
развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными
навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла
предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески
проявлять
себя.
Кроме
того,
логоритмика
с
использованием
здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на
здоровье ребенка. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и
оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в
9
речевые и пальчиковые игры. В ходе занятия вводятся элементы
психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
4.1. Календарно-тематическое планирование по программе
«Логоритмика для малышей» на 2025 -2026 учебный год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Дата
проведения
занятия
Плани Факти
руемая ческая
Тема занятия
Всего
часов
Встреча с белочкой в осеннем лесу
Сидит белка на тележке
Кто грибок найдет?
Гости
В огороде заинька
Зайкина капуста
Лучшая игра
Утёнок и его друзья
1
1
1
1
1
1
1
1
Про кота
2
Кот Василий
2
Кот и кошка
2
Утки – беленькие грудки
2
Зайчик в гостях у ребят
2
Зайкин дом
2
Белкина помощница
2
Чудо-ёлка
Подарки Дедушки Мороза
1
1
Птичья ёлка
2
Мороз и птички
2
Танюшка
2
Вкусная каша
2
Алёнушка и лошадка
2
10
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
Лошадка
2
Капризная внучка
2
Хозяюшка
2
Котёнок и щенок
2
Про собачку
2
Таня пропала
2
Верные друзья
2
Про петушка
2
Уточка и курочка
2
Цыплячий переполох
2
Радуга-горка
2
Майский день
Про зелёную лягушку
После дождя
Итоговый музыкальный досуг
1
1
1
1
ВСЕГО ЗАНЯТИЙ
60
• Взаимодействие с семьей:
Родительские собрания – Сентябрь: информирование о цели и задачах
Программы; ознакомление с кратким содержанием Программы;
Открытые занятия - Апрель – демонстрация достигнутых
результатов;
Индивидуальные консультации - по запросу.
4.2.
Содержание образовательной деятельности по Программе.
Наименование
разделов
№
Программы/
Теория
темы
1
Встреча с
Знакомить с
белочкой в
понятием
Содержание
Практика
Танец с листьями
Пальчиковая игра «Ладушки»
11
осеннем лесу
2
Сидит белка
на тележке
3
Кто грибок
найдет?
4
Гости
5
В огороде
заинька
6
Зайкина
капуста
«Осень», как
временем года.
Его признаками.
Знакомить с
лесными
обитателями.
Закрепить знания
детей о лесных
жителях, о
признаках осени.
Песня с движением «Дождик»,
«Машина»
Танец с листьями
Песня с движением «Дождик»,
«Машина», «Зайка»
Игры «Прилетела птичка»
Пальчиковая игра «Ладушки»
Потешка с движениями «Сидит
белка на тележке»
Игра «Догонялки с Мишкой»
Закреплять
Пальчиковая игра «Ладушки»
знания детей об Песня с движением «Дождик»,
осени и грибах. «Зайка», « Машина»
Танец с листьями
Игра «Прилетела птичка»,
«Догонялки с Мишкой»
Стихотворение с движениями
«Поехали»
Познакомить
Пальчиковая игра «Ладушки»
детей со смыслом Упражнения «Ноги и ножки»
слова «гости».
Песня с движением «Зайка»,
«Дождик»
Игра «Прилетела птичка»,
«Догонялки с Мишкой»
Стихотворение с движениями
«Поехали»
Танец с листьями
Игра на муз.инструментах «Весёлый
бубен»
Познакомить
Упражнения «Ноги и ножки»
детей с понятием Песня с движением «В огороде
«огород».
заинька», «Зайка», «Дождик»
Пальчиковая игра «Ладушки»
Игра «Заинька»
Игра на муз.инструментах «Весёлый
бубен»
Закреплять
Пальчиковая игра «Ладушки»
знания детей по Песня с движением «В огороде
теме «Овощи»,
заинька», «Зайка», «Дождик»
«Осень».
Игра «Солнышко и дождик»,
12
7
Лучшая игра
8
Утёнок и его
друзья
9,
10
Про кота
11, Кот Василий
12
13, Кот и кошка
14
15, Утки –
16 беленькие
«Заинька»
Стихотворение с движениями
«Поехали»
Упражнения «Ноги и ножки»
Игра на муз.инструментах «Весёлый
бубен»
Познакомить
Игра «Солнышко и дождик»,
детей с внешним "Заинька", "Кот и мыши"
видом и
Упражнения "Ноги и ножки",
повадками кота. "Белочки»
Песня с движением "Котенька",
"Дождик", «Зайка»
Пальчиковая игра "Утенок"
Познакомить
Игра «Прилетела птичка»,
детей со
«Солнышко и дождик», "Кот и
значением слова мыши"
«дружба».
Игра на муз.инструментах «Весёлый
бубен»
Упражнения "Ноги и ножки"
Песня с движениями «Вороны»,
"Дождик", "Котенька"
Пальчиковая игра "Утенок"
Закреплять
Песня с движениями "Котенька",
знания детей о
"Дождик".
коте.
Упражнение "Ноги и ножки",
"Белочки"
Подвижная игра "Кот и мыши".
Танец "Веселая пляска"
Пальчиковые игры "Утенок",
Закреплять
Песня с движениями "Котенька",
знания детей о
"Колыбельная"
коте
Танец "Веселая пляска"
Подвижная игра "Кот и мыши"
Игра на муз.инструментах «Марш»
Пальчиковые игры "Пышка"
Познакомить
Песня с движениями "Котенька",
детей с котом и «Колыбельная»
кошкой: их
Подвижная игра "Кот и мыши"
внешним видом, Танец "Веселая пляска"
повадками.
Игра на муз.инструментах «Марш»
Пальчиковые игры «Пышка»,
«Утенок»
Закреплять
Стихотворение с движениями
знания детей о
"Падает снежок", "Снежный дом"
13
грудки
Зиме.
Танец "Веселая пляска"
Пальчиковые игры "Пышка",
"Утенок"
Игра на муз.инструментах «Марш»
Дыхательные упражнения
17, Зайчик в гостях Закреплять
Стихотворения с движениями
18 у ребят
знания детей о
"Снежный дом", "Падает снежок"
Зиме и о лесной Песня с движениями
жизни зверей
«Колыбельная», "Заинька"
зимой.
Пальчиковые игры "Пышка»
Упражнение "Зайчики"
Игра на муз.инструментах «Бубен и
погремушки»
Танец "Веселая пляска"
19, Зайкин дом
Закреплять
Стихотворения с движениями
20
знания детей о
"Падает снежок", "Снежный дом"
зайце.
Песня с движениями
«Колыбельная», "Заинька"
Упражнение "Зайчики"
Пальчиковые игры «Пышка»
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Новогодний хоровод
Игра на муз.инструментах «Бубен и
погремушки»
21, Белкина
Познакомить
Упражнение «Белочки и зайчики»
22 помощница
детей с Дедом
Стихотворения с движениями
морозом и
«Падает снежок», «Снежный дом»
праздником
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Новый год.
"Падает снежок", "Снежный дом"
Песня с движениями «Дед Мороз»
Игра на муз.инструментах «Бубен и
погремушки»
Пальчиковая игра «Елочка»,
«Пышка»
Новогодний хоровод
23 Чудо-ёлка
Закреплять
Стихотворения с движениями
знания детей о
«Падает снежок»
зиме, Новом годе Песня с движениями «Дед Мороз»
и Деде Морозе.
Упражнение «Белочки и зайчики»
Пальчиковая игра «Елочка»
Игра на муз.инструментах «Бубен и
погремушки»
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Новогодний хоровод
14
24
Подарки
Дедушки
Мороза
25, Птичья ёлка
26
27, Мороз и
28 птички
29, Танюшка
30
31, Вкусная каша
32
33, Алёнушка и
Закреплять
знания детей о
Новом годе и
Деде Морозе.
Пальчиковая игра «Елочка»
Упражнение «Лесные гости»,
«Белочки и зайчики»
Новогодний хоровод
Игра на муз. инструментах «Тихие и
громкие погремушки»
Песня с движениями «Птичка»,
«Дед Мороз»
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Стихотворения с движениями
«Падает снежок»
Познакомить
Пальчиковая игра «Елочка»
детей с лесными Новогодний хоровод
птицами.
Игра «Санки», «Кошки и птички»
Игра на муз. инструментах «Тихие и
громкие погремушки»
Песня с движениями «Птичка»
Упражнение «Лесные гости»
Познакомить
Песня с движениями «Дед Мороз»,
детей с жизнью «Птичка»
зверей и птиц
Игра «Санки»
зимой.
Упражнение «Лесные гости»
Пальчиковая игра «Лепешки»
Подвижная игра «Кошка и птички»
Закрепить знания Стихотворения с движениями
детей о режиме
«Потягушечки», «Леталочка»
дня.
Пальчиковая игра «Лепешки»
Игра «Санки»
Игра на муз. инструментах «Тихие и
громкие погремушки»
Песня с движениями «Дед Мороз»,
«Птичка»
Подвижная игра «Кошка и птички»
Закреплять у
Стихотворения с движениями
детей культурно- «Потягушечки», «Леталочка»
гигиенические
Игра «Плескалочка», «Тихо-громко»
навыки.
Пальчиковая игра «Лепешки»,
«Цыпа-цыпа»
Песня с движениями «Варись,
варись, кашка», «Птичка»,
«Собачка»
Упражнение «Гусь»
Подвижная игра «Кошка и птички»
Закреплять
Упражнение «Наша дочка», «Еду к
15
34
лошадка
35, Лошадка
36
37, Капризная
38 внучка
39, Хозяюшка
40
41, Котёнок и
42 щенок
знания детей о
режиме дня и
гигиенических
правилах.
бабе, к деду»
Стихотворения с движениями
«Потягушечки», «Леталочка»
Игра «Плескалочка», «Тихогромко», «Прокати, лошадка, нас!»
Пальчиковая игра «Лепешки»,
«Цыпа-цыпа»
Песня с движениями «Варись,
варись, кашка»
Закреплять
Упражнение «Наша дочка», «Еду к
знания детей о
бабе, к деду»
лошади.
Стихотворения с движениями
«Потягушечки»
Игра «Тихо-громко», «Прокати,
лошадка, нас!»
Песня с движениями «Варись,
варись, кашка», «Игра с лошадкой»,
«Лошадка»
Танец с флажками
закреплять
Упражнение «Наша дочка», «Еду к
знания детей о
бабе, к деду», «На крыше»
домашних
Игра «Плескалочка», «Тихо-громко»
животных.
Пальчиковая игра «Оладушки»,
«Цыпа-цыпа»
Песня с движениями «Вот какая
бабушка», «Варись, варись, кашка»,
«Бобик»
Танец с флажками
Знакомить детей Упражнение «Еду к бабе, к деду»,
с праздником 8
«На крыше»
Марта.
Песня с движениями «Вот какая
бабушка», «Собачка», «Варись,
варись, кашка», «Лошадка»,
«Пирожок»
Пальчиковая игра «Коготки»,
«Цыпа-цыпа», «Оладушки»
Танец «Раз-два!»
Закреплять
Упражнение «Еду к бабе, к деду»,
знания детей о
«На крыше»
собаке и кошке
Песня с движениями «Вот какая
(их внешний вид, бабушка», «Собачка», «Бобик»,
повадки, голос). «Колыбельная»
Пальчиковая игра «Коготки»,
«Оладушки»
16
43, Про собачку
44
Закреплять
знания детей о
собаке (о
внешнем виде и о
её роли в жизни
человека).
45, Таня пропала
46
Закреплять
знания детей о
весне.
47, Верные
48 друзья
Воспитывать у
детей дружеское
отношение друг к
другу.
49, Про петушка
50
Закреплять
знания детей о
петухе.
51, Уточка и
52 курочка
Закреплять
знания детей о
домашних птицах
и животных.
Подвижная игра «Бобик и птички»
Танец «Раз-два!»
Песня с движениями «Собачка»,
«Бобик»,
Пальчиковая игра «Коготки»
Упражнение «На крыше»
Подвижная игра «Бобик и птички»
Танец «Раз-два!»
Игра «Плескалочка»
Упражнение «Наша дочка»
Пальчиковая игра «Коготки»,
«Оладушки», «Цыпа-цыпа»,
Танец уточек
Песня с движениями «Ручеекжурчалочка», «Бобик»
Подвижная игра «Бобик и птички»
Игра «Плескалочка»
Танец «Раз-два!»
Упражнение «На крыше»
Песня с движениями «Бобик»,
«Ручеек-журчалочка»
Подвижная игра «Бобик и птички»
Танец уточек
Игра на муз. инструментах «Наш
оркестр»
Игра «Прокати, лошадка, нас»
Танец «Раз-два!»
Пальчиковая игра «Бычок»
Танец уточек
Стихотворения с движениями
«Петушок»
Подвижная игра «Прогоним
курицу»
Танец «Вот как пляшут наши
ножки»
Игра на муз. инструментах «Наш
оркестр»
Стихотворения с движениями
«Петушок»
Песня с движениями «Ручеекжурчалочка», «Цыплята»
Игра на муз. инструментах «Наш
оркестр»
Танец «Вот как пляшут наши
17
53, Цыплячий
54 переполох
Закреплять
знания детей о
домашних
животных и
птицах.
55, Радуга-горка
56
Закреплять
знания детей о
весне.
57
Майский день
Закреплять
знания детей о
весне.
58
Про зелёную
лягушку
Закреплять
знания детей о
весне, лягушке.
ножки»
Пальчиковая игра «Бычок», «Цыпацыпа»
Подвижная игра «Прогоним
курицу»
Танец уточек
Песня с движениями «Ручеекжурчалочка», «Цыплята»
Игра на муз. инструментах «Наш
оркестр»
Стихотворения с движениями
«Петушок»
Танец уточек
Подвижная игра «Прогоним
курицу»
Пальчиковая игра «Бычок»
Танец «Вот как пляшут наши
ножки»
Стихотворения с движениями
«Дождик», «Петушок»
Песня с движениями «Дождик»,
«Ручеек-журчалочка»
Пальчиковая игра «Улитка»
Игра на муз. инструментах «Наш
оркестр»
Упражнение «На крыше»
Подвижная игра «Дети и волк»
Упражнение «Хорошо в лесу»
Подвижная игра «Бобик и птички»
Игра «В лесу»
Танец пчел
Пальчиковая игра «Улитка»
Подвижная игра «Дети и волк»
Стихотворения с движениями
«Дождик»
Песня с движениями «Дождик»
Пальчиковая игра «Улитка»,
«Лягушка»
Упражнение «Хорошо в лесу»,
«Устали наши ножки"
Игра «В лесу», «Лягушки и аист»
Танец пчел
Подвижная игра «Дети и волк»
Стихотворения с движениями
18
59
После дождя
Закреплять
знания детей о
весне, дожде и
радуге
60
Итоговое
музыкальное
развлечение
Закреплять
полученные в
течении года
знания
5.
5.1.
«Дождик»
Песня с движениями «Дождик»
Стихотворения с движениями
«Дождик»
Песня с движениями «Дождик»
Танец пчел
Пальчиковая игра «Улитка»,
«Лягушка»
Игра «В лесу», «Лягушки и аист»
Подвижная игра «Дети и волк»
Упражнение «Устали наши ножки»
Содержание по выбору педагога
Оценочные и методические материалы
Формы и методы реализации Программы.
Форма обучения – специальное организованные занятия, которые
проводятся два раза в неделю в течение учебного года в соответствии с
годовым календарным учебным графиком.
Форма организации деятельности детей на занятии – индивидуальноподгрупповая;
Форма проведения занятий – занятие-игра;
Методы реализации Программы:
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба, маршировка и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса
развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как
четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные
упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость.
Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого
дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также
продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды
памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей,
способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью
автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения,
отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей
развивается фонематический слух и слуховое внимание.
19
• Речевые игры - способствует быстрому запоминанию игры и
облегчает выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа.
• Пение песен развивает память, внимание, мышление.
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие
подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому,
развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему
речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных
занятиях, проводятся чаще под музыку.
• Элементарное музицирование на детских музыкальных
инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа,
улучшает внимание, память.
• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в
координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту
реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма,
сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
5.2.
Критерии и формы оценки результатов освоения
Программы.
Результаты работы по реализации программы отслеживаются в течение
учебного года методом наблюдения. Оценка результатов предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы
ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
• степень помощи, которую оказывает педагог детям при выполнении
заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность обучающегося;
• поведение воспитанников на занятиях: живость, активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий;
• косвенным показателем эффективности данных занятий может быть
повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение
мыслительной деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы.
Для проверки результативности обучения применяются такая форма
как – музыкальное развлечение.
20
6. Список литературы
1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 - 3 лет.
– М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для
детей с нарушениями речи» - М., 2004.
4. Кишиневская М., Кузнецова Е. «Логоритмика для детей 2-3 лет.
Конспекты занятий» - [б.м.]: Издательские решения, 2024.
5. Кишиневская М., Кузнецова Е. «Запуск речи. Принципы работы и
конспекты занятий» ISBN 978-5-0060-0596-9 2023.
6. Бунина В.С., Степанчишина Д.В. «Песенки – болтушки для запуска речи
детей» - М:Издательство АСТ 2024.
7. Судакова Е.А. «Логоритмические музыкально-игровые упражнения для
дошкольнико» - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2017.
8. Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционноразвивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения,
песенки» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014.
21
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 86 ПРИМОРСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, Ляцевич Наталия Леонидовна, Заведующий
18.09.25 14:54 (MSK)
Сертификат D70B9F17295590A54BC98F75CA3C0A61